Причины образования зубного камня

Появление зубного камня происходит в процессе минерализации микробного налета, не удаленного во время ухода за полостью рта. Такие образования могут появляться как под деснами, так и над ними. Наддесневые твердые отложения хорошо просматриваются при осмотре ротовой полости, а локализация поддесневого камня происходит в зубо-десневых бороздах или пародонтальных карманах.

Что представляет собой зубной камень

Твердый зубной налет (камни) включает органические (10—30 %), а также неорганические (70—90 %) вещества. Неорганическая часть представлена такими солями кальция, как фосфат и карбонат. К органическим компонентам относятся различные микроорганизмы, лейкоциты, белково-полисахаридные вещества, эпителиальные клетки, белки.

Почему появляются зубные камни

Каждый прием пищи предполагает большое количество остатков различных продуктов, которые задерживаются в ротовой полости и потребляются бактериями. Так, углеводы после мучных и сладких продуктов при отсутствии соответствующей гигиены позволяют бактериальному налету увеличиться в два раза в течение только одного дня. Помимо этого, благодаря наличию достаточного количества питательных веществ бактерии вырабатывают такие ферменты, как энзимы, и надежно закрепляются на поверхности зубной эмали.

Если не придерживаться правил гигиенического ухода за ротовой полостью, то после прикрепления к зубам бактерии начинают собираться в целые колонии, которые занимают значительную часть зуба. Хотя до начала минерализации бактериального налета его еще можно счистить зубной щеткой. В дальнейшем под действием веществ, содержащихся в слюне (белки, соли кальция), слой бактерий затвердевает, превращаясь в плотный камень. Поскольку минерализация происходит при постепенном наслоении бактерий, то камень постоянно увеличивается в размерах.

Кроме того, наличие микробного зубного налета приводит к выделению токсинов и медиаторов воспаления, из-за чего появляются воспалительные процессы в деснах, которые способствуют развитию бактерий. Это объясняется тем, что в местах прилегания десен к зубам находится зубодесневая борозда, которая заполняется небольшим количеством жидкости. Именно эта жидкость и необходима бактериальным колониям для роста, поскольку содержит в достаточном количестве соли и белки.

При воспалении десен количество зубодесневой жидкости значительно возрастает, а значит, бактерии получают все необходимое для отвердевания зубного налета. Таким образом, острые и хронические воспаления десен (гингивит, пародонтит) значительно ускоряют нарастание твердых образований на зубах. В этих случаях наблюдается рост камня вверх и к зубо-десневой борозде. Твердый налет, который образуется под деснами, получил название поддесневого.

Из-за чего происходит образование зубного камня

Среди причин, по которым происходит образование зубного камня, можно отметить следующие:

• Не соблюдение правил гигиены полости рта, что приводит к образованию бактериального налета, который постепенно отвердевает и прочно прикрепляется к зубам. При отсутствии гигиенических мероприятий в течение достаточно короткого времени бактериальный налет начинает минерализироваться, в результате чего появляется твердый камень.
    • Образование твердого налета происходит уже в течение первых двух суток. При этом удаление такого камня с помощью обычной чистки зубов щеткой будет невозможно.

• Бактериальный налет на зубах является причиной развития воспалительных процессов, а в дальнейшем и таких заболеваний, как гингивит и пародонтит. При этом образование зубного камня начинает протекать более интенсивно, поскольку воспаленные десны продуцируют больше зубо-десневой жидкости, выделяя ее в зубо-десневые борозды. Присутствие в этой жидкости солей и белков и приводит к усилению процессов минерализации бактериального налета и дальнейшему росту зубного камня.

Что происходит при появлении зубного камня

Образование твердого налета на зубной поверхности приводит к следующим последствиям:

1. Появляется запах изо рта, что совсем неприятно для окружающих и самого пациента, поскольку в таком состоянии общения явно будет не очень продолжительным. О близости с любимым человеком и говорить нечего.
  2. Воспаляются десны (гингивит и пародонтит). Такой процесс происходит при выделении бактериями токсинов и медиаторов воспаления. На первоначальном этапе появляется отек, покраснение десны, кровоточивость, ощущается болезненности в процессе чистки зубов. В дальнейшем может возникнуть подвижность зуба, появление гнойных выделений из пародонтальных карманов, а затем происходит атрофия костной ткани, оголяются корни и течение заболевания начинает требовать срочного медицинского вмешательства.
  3. Развивается кариес, поскольку мягкие и твердые зубные отложения содержат кариесогенные микроорганизмы, выделяющие соляную кислоту. Под действием кислотной среды начинает разрушаться зубная эмаль, а в образовавшемся дефекте развивается микрофлора, приводящая к гниению.
  4. Появление заболеваний слизистой полости рта из-за развития патогенной микрофлоры. В результате во рту образуются эрозии, язвы, а иногда и некроз отдельных участков слизистой. В дальнейшем возможно развитие стоматита и других заболеваний полости рта.
  5. Обострение таких хронических заболеваний, как сахарный диабет, ревматоидный артрит. Ухудшение состояния больного объясняется всасыванием в кровь токсинов, которые выделяют бактерии зубного налета. Поскольку токсины разносятся по организму, то и общее состояние пациента начинает ухудшаться.

Профилактические мероприятия по предотвращению зубного камня

Чтобы избежать появления зубного камня, необходимо своевременно и правильно ухаживать за ротовой полостью.

Информационный портал «Стомум» советует придерживаться следующих правил личной гигиены:

• Чистить зубы нужно после каждого употребления пищи.
  • Перед тем как приступить к чистке зубов щеткой с пастой, нужно удалить остатки пищи из межзубных промежутков, используя зубную нить (флосс). Такая мера необходима, поскольку зубная щетка не может проникнуть в пространство между зубами.
  • Чистка зубов должна выполняться с использованием выметающих движений, направленных от десен к зубам.
  • Для удаления остатков пищи вне домашней обстановки можно использовать зубную нить и жевательную резинку, которые возможно применять в любом общественном месте.

При необходимости «перекуса» на работе лучше всего иметь с собой зубную щетку, пасту и нить. После приема пищи всегда можно будет почистить зубы в туалетной комнате. Обращать в этом случае внимание на насмешки сослуживцев не стоит, поскольку здоровые зубы и свежий запах изо рта намного важней, чем возможность быть таким, как все (с гнилыми зубами, камнем, кариесом и другими заболеваниями).

И еще немного о причинах появления зубного налета.