Зачем может понадобиться кюретаж?

Для того чтобы знать, в каких случаях может потребоваться кюретаж или лоскутная операция, необходимо разбираться в том, как протекает пародонтит, с чего он начинается и какова симптоматика этого заболевания зубов. Считается, что основной причиной возникновения пародонтита является недостаточно качественный уход за ротовой полостью.

Образование мягкого, а затем и твердого зубного налета, так называемого зубного камня, постепенно приводит к воспалению, первыми симптомами которого являются отечность и кровоточивость десны, боли во время чистки. Со временем из-за выделения токсинов в местах расположения зубного камня состояние десен ухудшается, зубы начинают шататься, из-под десны при нажатии выделяется гной и т. д.

Развитие воспалительного процесса может привести к атрофии костной ткани. Причем место, на котором до момента разложения находилась кость, оказывается заполненным грануляционной тканью, что способствует ускорению дальнейшего разрушения. Все дело в содержащихся в грануляционной ткани остеокластах — микробных клетках, губительно действующих на костную ткань.

Пародонтальные карманы

Воспалительный процесс при пародонтите приводит к разрушению околозубной костной ткани и периодонта — микросвязок, отвечающих за прикрепление зуба к кости. В свою очередь, такие повреждения тканей являются причиной образования пародонтальных карманов — участков, где из-за произошедших разрушений утрачена костная ткань и периодонт, а образовавшиеся пустоты заполнены гноем и грануляционной тканью.

Зубной или десневой карман, как часто называют такое образование, можно выявить с помощью рентгена либо проведением зондирования. Для осуществления подобной процедуры предназначены пародонтологические зонды.

Когда может понадобиться хирургическое вмешательство?

На этапе образования пародонтальных карманов грануляционная ткань занимает место полностью разрушенной костной ткани. Если поврежденный участок достиг 3-4 мм, можно говорить о необратимости процесса, и в таком случае не смогут помочь ни лазерное удаление отложений, ни антибиотики, ни курс терапии, ни противовоспалительные средства.

Почему так происходит?

• Прежде всего, врач просто не сможет очистить всю полость карманов, так как процесс очищения зубных карманов производится им внутри, под десной, и нет никакой возможности увидеть весь процесс. Как результат, отложения под десной остаются, процесс разрушения не останавливается. Если исходить из времени, которое может потребоваться на проведение процедуры очищения, то многочасовой процесс кропотливого удаления всех отложений в частной клинике может вылиться в огромную сумму.

• Если процесс воспаления уже достиг того, что пародонтальные карманы захватили глубокие слои, даже при условии проведения терапевтического лечения и полного очищения отложений процесс разрушения будет продолжаться.

В этих случаях для того чтобы вылечить пародонтит, нужно найти способ, при котором:

• пародонтальные карманы будут полностью удалены;
  • отложения, образованные под десной, очищены.

Портал «Стомум» обращает внимание на то, что добиться нужного результата поможет только хирургическое вмешательство.

Частым мероприятием при лечении пародонтита является шинирование зубов.

Операции, проводимые при лечении пародонтита

Хирургический метод лечения пародонтита предполагает использование несколько типов операций:

• открытый кюретаж пародонтальных карманов;
  • закрытый кюретаж пародонтальных карманов;
  • лоскутные операции.

Закрытый кюретаж

При выполнении такой операции из пародонтальных карманов удаляется образовавшаяся грануляционная ткань, вычищаются скопившиеся под десной камни. Указанная методика имеет значительный недостаток, так как процесс проводится без возможности контроля, в результате чего часть отложений остается нетронутой, а грануляции вычищаются не полностью.

Как правило, упомянутая методика может помочь только в начальной стадии образовании пародонтальных карманов, когда повреждения захватывают ткани, расположенные не глубже 3 мм. Более глубокие поражения, характерные для пародонтита средней и тяжелой степени, нуждаются в более серьезном лечении, однако кюретаж может помочь приостановить процесс и дать временное облегчение. Тем не менее болезнь будет продолжаться.

В клиниках, где нет хирурга, выполнение подобной операции осуществляется терапевтом-пародонтологом. При необходимости проведения более серьезных операций, таких как лоскутные и открытый кюретаж, без опытного специалиста не обойтись.

Открытый кюретаж пародонтальных карманов

При проведении этой операции вычищаются все зубные камни, скопившиеся под десной, грануляция, удаляются пародонтальные карманы и на место разрушенной костной ткани вживляется искусственная ткань-заменитель кости.

Выполнение операции предваряет проведение подготовительного этапа. После удаления мягкого и твердого зубного налета должен быть проведен курс лечения от воспаления.

При наличии показаний выполняется шинирование определенных 7-8 зубов. Процедура требует местной анестезии, совмещается с курсом лечения антибиотиками.

Как выполняется открытый кюретаж пародонтальных карманов

Первым делом выполняется разрез вокруг шеек зубов, что позволяет отделить десну от зуба и обнажить кость. Отслаивание слизистой оболочки позволяет увидеть образовавшиеся дефекты и устранить их. Используя ультразвуковое оборудование и хирургические кюреты, предназначенные для вычищения скопления грануляции, врач удаляет зубные отложения и освобождает пародонтальные карманы от содержимого.

Следующим этапом операции является антисептическая обработка, после чего освободившиеся полости заполняются искусственной костной тканью. Само собой разумеется, что добиться полного восстановления не получится, но размер пародонтальных карманов сократить можно.

Завершающая стадия — накладывание швов и десневой повязки. Ушивание выполняют в месте расположения межзубных сосочков. Десневая повязка позволит обезопасить место операции и ускорит процесс заживления. Снятие швов производят на десятый день.

Лоскутная операция

Выполнение такой операции позволяет удалить зубные камни, скопившиеся под десной, уничтожить грануляцию, удалить пародонтальные карманы и на место разрушенной костной ткани вживить искусственную ткань-заменитель кости. Фактически проводятся все те же процедуры, что и в случае выполнения открытого кюретажа, но с одним отличием.

Надрез при лоскутной операции отходит от десны на 1-1,5 мм. Причем происходит отсечение участка десны, так как из-за воспаления часть десны атрофировалась и отошла от поверхности зуба, поэтому вернуться в естественное состояние уже не сможет. Подвижность слизистой оболочки позволяет в завершающей стадии подтянуть лоскуты к основанию зуба и тем самым не допустить, чтобы десна опустилась.

Проведение лоскутной операции показано не только при пародонтите, но и в том случае, когда в проекции одного или двух зубов произошло опущение десны, в результате чего оказались открытыми корни. Такая проблема называется рецессией десны.

Отзывы об операциях

Закрытый кюретаж

В случае средней или тяжелой степени заболевания, а также при наличии пародонтальных карманов, захвативших глубокие слои, закрытый кюретаж не даст нужного результата.

Более того, почти в 100 % случаев болезнь будет прогрессировать еще активнее. Положительной стороной операции можно назвать лишь ее невысокую стоимость, хорошую переносимость и простоту исполнения, что допускает возможность выполнения закрытого кюретажа стоматологом-терапевтом.

Открытый кюретаж и лоскутные операции

К числу несомненных преимуществ методик лечения можно назвать достижение стабилизации процесса. В ходе операции не только удаляются зубные камни и грануляция, но и уменьшаются сами карманы, пусть и искусственным образом, но вживляется костная ткань. Благодаря тому что эти операции устраняют очаги воспаления и способствуют восстановлению костной ткани, пациент получает возможность есть своими собственными зубами.

Что касается минусов, то в этот список попадают необходимость обращения к опытному хирургу-пародонтологу, а также стоимость всей процедуры, которая составляется не только из выплаты за само проведение операции, но и из расходов на нужные материалы: искусственную костную ткань, шовный материал и т. д.

Кроме того, процесс вычищения грануляции и отсекание участка пораженной десны может привести к тому, что десна опустится и обнажит корни. При этом на степень обнажения корней влияет то, насколько далеко зашел процесс разрушения кости.

Некоторое время после операции десневые сосочки будут выглядеть более плоскими, из-за чего между зубами будет оставаться пустое пространство. На их восстановление уйдет несколько месяцев.

Для обработки участка из 7-8 зубов может потребовать порядка двух часов.

Тем не менее информационный портал «Стомум» считает, что на сегодняшний день других более эффективных способов борьбы с пародонтитом не существует.

Советуем Вам познакомиться с публикацией о методах лечения пародонтита.