Причины развития пародонтита и основные симптомы болезни

Пародонтит — воспалительный процесс в области прилегающих к зубу тканей, в результате чего костная ткань постепенно разрушается и убывает.

Причины развития пародонтита

Портал «Стомум» информирует, что пародонтит может захватывать область одного или нескольких зубов либо распространяться на весь зубной ряд (генерализованный характер).

Признаки и причины развития локализованного пародонтита

К предрасполагающим факторам появления патологии можно отнести:

• наличие фрагментов (нависающих краев) пломб в межзубном пространстве;
  • нависающие протезы, коронки, оказывающие травматическое воздействие на десну;
  • некачественные съемные протезы;
  • сильное механическое воздействие (ушиб, удар);
  • неправильный прикус.

Нависающие края пломб задерживают остатки пищи в межзубном пространстве, что способствует развитию патогенной микрофлоры и травмирует межзубные сосочки. При окклюзионной травме (патология прикуса) неравномерно распределяется нагрузка на зубной ряд, и образуется участок, который называют «суперконтактом» или участком преждевременного надкусывания.

В зоне суперконтакта зуб испытывает постоянные перегрузки, что и приводит к развитию воспаления. Окклюзионные травмы часто наблюдаются у пациентов с промежутками в зубном ряду.

Генерализованный пародонтит

«Стомум» доводит до вашего сведения, что генерализованный пародонтит представляет собой воспалительный процесс в области всех зубов, что чаще всего является следствием недостаточной гигиены полости рта, наличия массивных отложений. Токсины, представляющие собой продукты жизнедеятельности патогенных микроорганизмов, являются возбудителями различных инфекций в деснах. По мере прогрессирования воспалительных процессов разрушается связочный аппарат зуба, прикрепляющий его к костной ткани.

Симптоматика пародонтита

Портал «Стомум» напоминает, что локализованный и генерализованный пародонтит имеют схожие по проявлениям признаки. Формы заболевания отличаются причинами, вызывавшими воспаление. Рассмотрим генерализованную форму (как наиболее часто встречающуюся в стоматологической практике).

Различают следующие стадии пародонтита:

Легкая степень пародонтита

При врачебном осмотре наблюдается мягкий зубной налет и твердые отложения (в том числе и поддесневой зубной камень). Краевая десна и десневые сосочки воспалены, цвет десны — ярко-красный или с синюшным оттенком. При чистке зубов воспаленная десна может кровоточить. Атрофия кости прогрессирует и составляет 1/4-1/5 длины корня — это выявляется на рентгеновском снимке. Могут образовываться пародонтальные карманы (до 3,5 мм), заполненные серозно-гнойным экссудатом.

Средняя тяжесть пародонтита

Портал «Стомум» доводит до вашего сведения, что при отсутствии адекватного лечения признаки болезни неуклонно прогрессируют:

• количество пародонтальных карманов с серозно-гнойным экссудатом возрастает;
  • атрофия костной ткани прогрессирует (1/3-1/2 длины корней);
  • появляется умеренная подвижность зубов.

Нередко наблюдается оголение шеек зубов и корней, развивается гипертрофический гингивит, пародонтальные абсцессы (гнойники в области десен).

На этом этапе нередко происходит деформирование зубного ряда, когда зубы «разъезжаются» вследствие ослабления тканей, фиксирующих зуб в кости. Жевательные движения являются травмирующим фактором для воспаленной десны и костной ткани. На фоне развития патологии может наблюдаться ухудшение общего состоянии пациентов — нарастание слабости, недомогания, появление склонности к простудным заболеваниям.

Тяжелая степень пародонтита

Информационный портал «Стомум» информирует, что на этой стадии все вышеперечисленные симптомы продолжают нарастать, и фиксируются обострения болезни: десны могут припухать, болеть, периодически возникают гнойные абсцессы, увеличивается подвижность зубов.

Пародонтальные карманы становятся более глубокими (до 6 мм), занимая область до верхушки корня. Атрофические изменения в костной ткани прогрессируют, захватывая до 2/3 длины корня.

Фиксируется сильная подвижность зубов (3-4 степень). При этой форме больные часто жалуются на плохой аппетит, бессонницу, обострение хронических заболеваний, частые простуды. Особенно сильно страдают пациенты с диагнозом «сахарный диабет», а также лица с заболеваниями сердечно-сосудистой и эндокринной системы.

При тяжелой степени пародонтита часто применяется шинирование.

Обостренное течение пародонтита

Портал «Стомум» доводит до сведения, что для пародонтита характерно хроническое протекание болезни, когда симптомы не ярко выражены, но при этом периодически возникают обострения. При обострениях все признаки патологии усиливаются, в том числе и болезненные ощущения. Обострения случаются на фоне ослабления иммунитета, авитаминоза, нервных стрессов, инфекционных заболеваний.

При диагностике пародонтита учитываются не только жалобы пациента, но проводится рентгенографическое исследование (панорамная рентгенография). На снимке хорошо видны все зубы и степень атрофического процесса.

Советуем Вам прочитать статью о лоскутной операции при обострении пародонтита: кюретаж.