Пародонтоз

Пародонтоз — заболевание дистрофического характера тканей, прилегающих к зубу. В результате развития патологии происходит атрофия краевой десны, склеротические изменения в костной ткани и волокнах периодонта, отвечающих за фиксацию зуба. Пародонтоз всегда распространяется на все зубы, то есть носит генерализованный характер.

Для большинства пациентов не существует принципиальных различий между понятиями «пародонтоз» и «пародонтит», хотя это два разных по природе и симптомам заболевания. Истинный пародонтоз встречается не столь часто (максимум 3 % к случаям диагностируемого пародонтита).

Различия между пародонтозом и пародонтитом

Портал «Стомум» доводит до вашего сведения, что пародонтоз является следствием нарушения обмена веществ и не относится к воспалительным заболеваниям. При прогрессировании дистрофического процесса ткань десны постепенно убывает, в результате чего обнажаются корни зуба.

Пародонтит возникает при недостаточной гигиене полости рта — особенно высокий риск развития болезни наблюдается при наличии отложений на зубах. В результате этого процесса десны воспаляются, кровоточат, повышается подвижность зубов.

Причины развития пародонтоза

Основной причиной этого заболевания является нарушение питания тканей, прилегающих к зубу, в результате чего развиваются склеротические процессы в сосудах. Склерозированные сосуды не доставляют необходимого количества питательных веществ к костной ткани, волокнам периодонта и десне, что и приводит к атрофии костной ткани, проседанию десны и обнажению корней зубов.

Установлено, что предрасполагающими факторами в развитии пародонтоза являются заболевания сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной системы. Портал «Стомум» информирует: дистрофические изменения в сосудах происходят с возрастом, поэтому пародонтоз чаще наблюдается у лиц старше 45 лет.

Симптомы пародонтоза

Симптомы пародонтоза зависят от стадии патологического процесса.

Начальная стадия пародонтоза

При легкой степени пародонтоза симптомы отсутствуют — заметно лишь незначительное проседание краевой десны, в результате чего обнажаются шейки зубов. Болевые ощущения отсутствуют, но может повыситься чувствительность зубов к термическим раздражителям (а также на кислую и сладкую пищу). Рентгеновский снимок показывает незначительную дистрофию костной ткани.

Средняя степень пародонтоза

Прогрессирует атрофия десны и костной ткани, оголяются не только шейки зубов, но и корни (примерно видна ½ длины корня). Наблюдается незначительная подвижность зубов, в результате чего между ними образуются промежутки (для пародонтоза характерно веерообразное расхождение зубов). На этой стадии многие пациенты жалуются на повышение чувствительности зубов к температурным раздражителям. Рентген фиксирует разрушение кости в пределах ½ длины корня и склерозирование ткани.

Тяжелая степень пародонтоза

Корни зуба обнажаются на 4-5 мм, увеличивается межзубное пространство. Атрофия костной ткани прогрессирует (до 2/3 длины корня), что приводит к расшатыванию зубов. Нередко наблюдается изменение прикуса за счет смещения зубов и увеличения их наклона. На этом этапе зубы с высокой подвижностью следует удалять (с дальнейшим протезированием).

Информационный портал «Стомум» напоминает, что диагностика пародонтоза основана на заключениях рентгенографии (которая показывает степень деструкции ткани десны и кости), симптоматических данных. Отсутствие воспаления в деснах, дистрофия кости и склерозирование сосудов дают все основания для постановки диагноза «пародонтоз».

А почему же вообще воспаляются десны?