Лечение пародонтоза современными методами

Пародонтоз — заболевание десен, которое, в зависимости от стадии и запущенности воспалительного процесса, может проявляться следующими признаками:

• выделение гноя из пародонтальных карманов;
  • болезненные ощущения в деснах, отеки, припухание и кровоточивость;
  • как следствие, атрофии костной околозубной ткани и разрушения зубо-десневого крепления — подвижность зубов;
  • веерообразное расхождение зубов;
  • обнажение поверхностей корней и шеек зубов.

Тактика лечения, его продолжительность и эффективность зависят от степени запущенности воспалительного процесса, количества зубов, которые необходимо удалить, или уже отсутствующих зубов, то есть от того, как распределяется жевательная нагрузка между оставшимися, но уже ослабленными болезнью зубами. Излишнее давление на зубы приводит к нарастанию их подвижности и быстро разрушает костную околозубную ткань. План лечения, который при необходимости включает протезирование, составляется врачом после тщательного обследования с учетом всех вышеперечисленных факторов.

Лечение пародонтоза: этапы

1. Обследование и составление плана лечения. Пародонтолог разрабатывает план лечения на основе анализа панорамного (на котором видны все зубы) и (или) прицельного рентгеновского снимка, а также осмотра ротовой полости пациента. Снимки позволяют точно определить глубину пародонтальных каналов и степень разрушения костной ткани. Если необходимо протезирование, план лечения согласовывается с ортопедом.
  2. Удаление зубного налета и отложений, так как при пародонтозе основной причиной воспалительных процессов являются именно твердые под- и наддесневые отложения и мягкий зубной налет. Эта безболезненная процедура, которая является основой лечения пародонтоза, обязательной во всех случаях, проводится с помощью ультразвука.
  3. Устранение воспалительных процессов медикаментозными средствами. Терапевтическое лечение проводится только после удаления отложений и налета. Курс, который в среднем длится десять дней, существенно уменьшает все симптомы заболевания, но не устраняет их причину. После терапии пародонтоз будет прогрессировать, но без ярко выраженной симптоматики.

Терапия может быть общей и местной

• Общая терапия с помощью антибиотиков применяется при заболевании средней и тяжелой степени вместе с проведением местного терапевтического лечения и снятием зубных отложений. В зависимости от тяжести воспалительного процесса и общего состояния здоровья пациента антибиотики могут назначаться как перорально, так и в виде инъекций.
  • Местная терапия может проводиться как в домашних условиях по назначению врача, так и в кабинете стоматолога (при сильном воспалительном процессе). Обычно домашний курс заключается в комбинации полосканий полости рта антисептическими препаратами и накладывании на десны аппликаций с противовоспалительным гелем (к примеру, полоскание «Хлоргексидином» и аппликации «Холисал-гелем»). Такие процедуры проводятся два раза в день: утром, после завтрака и чистки зубов, и вечером, после ужина: полоскание в течение одной минуты, затем после подсушивания десен марлевым тампоном на них наносят аппликацию.

При наличии кариеса или полностью разрушенных зубов, подлежащих удалению, проводят санацию полости рта. Этот этап подразумевает лечение, пломбирование зубов, удаление и, если в некоторых зубах наблюдаются глубокие пародонтальные каналы или серьезное разрушение костной ткани, — удаление нервов и пломбировку каналов. Эти манипуляции замедляют развитие болезни и уменьшают подвижность зубов.

Шинирование — мера, необходимая для того, чтобы:

• уменьшить или полностью остановить расшатывание зубов;
  • остановить или не допустить их веерообразное расхождение;
  • остановить или предупредить разрушение костной ткани возле подвижных зубов;
  • подготовить полость рта для хирургического лечения.

При наличии глубоких пародонтальных карманов или разрушении зубо-десневого крепления между корнем и десной обязательно проводят хирургическое лечение. Это важный этап борьбы с пародонтозом, так как карманы и разрушенные ткани являются идеальной почвой для размножения бактерий. Без хирургического вмешательства можно обойтись только на начальной стадии заболевания. В этом случае хорошего эффекта можно добиться методами местной или общей терапии.

Протезирование. При веерном расхождении или отсутствии любого количества зубов протезирование является обязательным этапом в лечении пародонтоза. Металлокерамические мосты, бюгельные протезы или коронки любого другого вида будут выполнять не только эстетическую, но и шинирующую функцию.

Лазерное лечение пародонтоза является вспомогательным методом, который направлен на уменьшение воспалительных симптомов заболевания. Он эффективен только в комплексе с вышеперечисленными мероприятиями.

Реально ли навсегда избавиться от пародонтоза?

Пародонтоз поддается лечению, особенно если пациент обращается в клинику на начальных стадиях заболевания. При запущенном заболевании прогнозы не такие благоприятные. В этом случае все процессы можно полностью стабилизировать и значительно замедлить развитие болезни. Основная проблема лечения обусловлена тем, что пациенты затягивают с визитом к пародонтологу и долгое время пытаются самостоятельно бороться с проблемой народными методами, которые не приносят никакого эффекта.

Когда начинают проявляться необратимые изменения — выделение гноя из пародонтальных карманов, подвижность и расхождение зубов — излечение пародонтоза уже становится невозможным. Поэтому единственный вариант, который гарантирует полное избавление от этой болезни, — своевременное обращение к специалисту.