Заболевания десен: лечение

Воспаление десен — следствие неправильной гигиены ротовой полости, авитаминоза, курения, хронических заболеваний, приема определенных лекарств, инфекций. Симптомами воспаления являются припухлость, кровоточивость, покраснение десен. Наиболее распространены гингивит, пародонтит и пародонтоз.

Нередко воспаление десен развивается постепенно, не причиняя дискомфорта. Запущенный процесс приводит к расшатыванию, выпадению зубов. Во избежание проблем с деснами портал «Стомум» советует раз в полгода посещать стоматолога, который увидит признаки воспаления и проведет лечение.

Симптомы и течение заболеваний десен у детей и взрослых одинаковы. Раннее лечение позволяет не запускать болезнь, дает быстрый эффект.

Советуем Вам познакомиться с противовоспалительными мазями для десен.

Гингивит

Гингивит — заболевание, при котором воспаляются краевая, прилегающая к зубу часть десны и межзубные десневые сосочки. К такому заболеванию приводит плохая гигиена полости рта, способствующая скоплению в пришеечной части зубов налета и пищевых остатков. Вследствие размножения в них микроорганизмов формируется воспалительный процесс десны.

Гингивит беспокоит кровоточивостью, покраснением, отечностью десен, болезненными ощущениями при чистке. Иногда может наблюдаться синюшность десен, почти всегда — запах изо рта. При хронической форме к отеку десневых сосочков добавляется их фиброзное разрастание.

А здесь информация о причинах гингивита.

Пародонтит

Отсутствие своевременного лечения гингивита ведет к пародонтиту, при котором воспаление переходит на окружающие зуб ткани. Микроорганизмы, находящиеся в мягком налете и твердых камнях зубов, разрушают волокна периодонта и костной ткани возле зуба.

Разрушение волокон периодонта ведет к нарушению крепления зуба к десне и образованию пародонтальных карманов. В них начинают скапливаться зубные отложения. Впоследствии из карманов выделяется обильный гной или воспалительный инфильтрат.

Наличие пародонтальных карманов — важное отличие пародонтита от гингивита. На рентгенограмме карманы представляют собой затемнения вдоль зубного корня. Это связано с разрушением костной ткани в области образованного пародонтального кармана.

Пародонтит беспокоит пациентов не только кровоточивостью, болью при чистке зубов. Болезнь проявляется оголением шеек зубов, подвижностью, течением гноя из пародонтальных карманов. Первоначально пародонтит может проявляться нечетко, принимая ярко выраженный характер, когда процесс становится необратимым.

Последствия и осложнения пародонтита

Подвижность зубов при пародонтите приводит к взаимному удалению их друг от друга. При отсутствии или несвоевременности лечения меняется прикус, зубы отклоняются в противоположные стороны, изо рта идет постоянный неприятный запах.

Врачебное вмешательство при сложном пародонтите крайне необходимо. Оно состоит в протезировании и удалении зубов.

Пародонтоз

При пародонтозе, в отличие от гингивита и пародонтита, симптомы воспаления десен отсутствуют. Заболевание имеет обменно-дистрофическую природу с постепенной убылью высоты десны. Сама десна плотно прилегает к зубам, имеет здоровый розовый цвет.

Причиной пародонтоза стоматологи называют возрастные изменения сосудов, которые со временем сужаются. Происходит ухудшение кровоснабжения тканей десны, затрудняется доступ из крови питательных веществ. В результате идет медленный процесс атрофии тканей десны. Большую роль в развитии пародонтоза оказывает наследственность, сахарный диабет, поражения костей, хронические заболевания внутренних органов.

Пародонтоз имеет несколько стадий развития. Если при надавливании на вершину межзубных сосочков появляется капля крови, болезнь соответствует одному баллу. Двумя баллами оценивается кровоточивость по линии контакта зуба и десневого сосочка. Три бала характеризуются заполнением междесневого промежутка кровянистыми выделениями. При четырех баллах кровотечение из десен может быть довольно сильным.

Пародонтоз — редко встречающееся заболевание. Пациенты его путают с более распространенным пародонтитом. Портал «Стомум» предупреждает: в Интернете много некорректной информации относительно заболеваний десен. Следовательно, за постановкой диагноза и лечением нужно обращаться к стоматологу.

Болезни десен: лечение

Нередко пациенты обращаются за помощью, имея запущенные формы пародонтита и гингивита. Причина — самолечение, полоскание и аппликации по приведенным в Интернете и книгах по фитотерапии рецептам. Многие методы действительно убирают симптоматику, но не причины болезни, которая прогрессирует и ведет к расшатыванию зубов. Портал «Стомум» советует не запускать течение заболевания: позднее обращение к стоматологу грозит удалением зубов и последующим протезированием.

Лечение десен при гингивите и пародонтите ведется поэтапно:

Консультация пародонтолога

Первоначально пациенты с проблемными деснами направляются на консультацию стоматолога-пародонтолога (специалиста, занимающегося лечением гингивита, пародонтоза, пародонтита). Доктор составит план лечения, направит на рентген. Снимки позволят стоматологу оценить степень потери костной ткани, увидеть пародонтальные карманы, спрогнозировать ситуацию и определить пути лечения.

Чаще всего при болезнях десен назначаются панорамные рентгеновские снимки. Они позволяют оценить состояние зубов, определить уровень костной ткани и наличие пародонтальных карманов во всей челюсти.

Снятие твердых зубных отложений

Первый этап лечения при гингивите и пародонтите совпадает. Прежде всего, стоматолог ультразвуком снимает зубной налет и твердые зубные отложения. После очистки зубов можно приступать к противовоспалительному лечению.

Противовоспалительная терапия при гингивите

Поскольку гингивит — поверхностное заболевание десны, для его лечения показаны домашние процедуры. Регулярные полоскания ротовой полости антисептиком и нанесение лечебных гелей на десны назначает врач.

Как правило, для лечения гингивита достаточно провести снятие зубных отложений и выдержать десятидневный лечебный курс в домашних условиях. Кроме того, портал «Стомум» советует еще раз ознакомиться с правилами гигиены ротовой полости и чистки зубов. Это поможет предотвратить повторение воспаления.

Противовоспалительная терапия при пародонтите

При пародонтите не обойтись только очисткой зубов, полосканиями и нанесением геля. Требуются стоматологические процедуры — промывание пародонтальных карманов и закладывание лекарств. Кроме противовоспалительной терапии, пациенту может быть показано шинирование, протезирование, кюретаж. Процедуры улучшат качество жизни и состояние зубного ряда, особенно в случае сильного расшатывания или потери зубов.