Причины возникновения гингивита и его симптомы

Гингивит — воспаление прилегающей к зубу краевой части десны и межзубных десневых сосочков. В отличие от пародонтита, воспаление носит поверхностный характер, не приводя к разрушению кости, расшатыванию зубов и образованию пародонтальных карманов. Тем не менее пародонтит — следствие запущенного гингивита. Портал «Стомум» рекомендует не затягивать с лечением воспаления десен. Помощь профессионала позволит быстро снять воспаление, избежать осложнений.

Различают несколько форм гингивита: катаральный, язвенно-некротический, гипертрофический и атрофический. Каждой из них свойственна определенная симптоматика, согласно чему стоматолог выбирает способ лечения.

Катаральный гингивит

Катаральный гингивит — самая частая форма воспаления десен, причина которой состоит в неправильном, нерегулярном уходе за ротовой полостью. Чаще катаральная форма встречается у людей до 30 лет, редко посещающих стоматолога, имеющих кариес и зубные отложения. Причиной гингивита в этом случае становится патогенная микрофлора плохо счищенных зубных отложений. Микробы в них являются причиной воспалений десен, неприятного запаха изо рта.

Симптомы

При катаральном гингивите пациентов беспокоит кровоточивость десен и болезненность при чистке зубов. Визуально краевая десна и межзубные десневые сосочки слегка увеличены, отечны, имеют красную окраску или синюшный оттенок. На зубах стоматолог наблюдает налет или твердые зубные отложения.

Катаральный гингивит имеет острую и хроническую формы:

Острый катаральный гингивит имеет ярко выраженную симптоматику — красные, отечные, кровоточащие десны, боль при чистке зубов. Иногда болезнь так прогрессирует, что пациенты отказываются чистить зубы, чтобы не испытывать дополнительных болезненных ощущений.

Хронический катаральный гингивит отличает длительное течение и слабо выраженная симптоматика. Процесс обостряется в межсезонье, в период инфекционных, простудных заболеваний, ослабляющих иммунитет. Визуально краевая десна и межзубные десневые сосочки окрашены в синюшный цвет, десны кровоточат умеренно.

Язвенно-некротический гингивит (гингивит Венсана)

Причины возникновения язвенно-некротической формы — не вылеченный вовремя катаральный гингивит. При снижении иммунитета, обострении хронических заболеваний, плохой гигиене полости рта идет увеличение массы микробного налета на зубах. Вследствие жизнедеятельности бактерий (особенно фузобактерий и спирохет) происходит изъязвление и некроз десны.

Симптомы

При язвенно-некротической форме гингивита пациентов беспокоит высокая температура (38-39°), боли в деснах, их кровоточивость, гнилостный запах изо рта, головные боли, утрата аппетита. Визуально десна покрыта налетом белесоватого или желтоватого оттенка, наблюдаются участки изъязвления десны, некроз десневых сосочков.

Гипертрофический гингивит

Гипертрофический гингивит — хроническая форма воспаления десны, характеризующаяся ее увеличением (разрастанием). Очаг воспаления затрагивает десневой край на передней поверхности нижних или верхних зубов.

Причинами заболевания может быть регулярное травмирование десны пломбами, коронками, некачественными зубными протезами. Гипертрофический гингивит всегда локализуется в области травматического фактора.

Еще одна причина развития гипертрофического гингивита — гормональный сбой вследствие беременности, в подростковом возрасте, при эндокринных заболеваниях. В этом случае воспаление распространяется на всю ротовую полость.

Различают следующие формы гипертрофического воспаления десен:

• Отечная форма. Характеризуется увеличением, рыхлой консистенцией, синюшным оттенком, кровоточивостью десневых сосочков. Пациентов беспокоят болезненные ощущения при дотрагивании, эстетические нарушения.
  • Фиброзная форма. Визуально определяется по увеличенным, плотным на ощупь десневым сосочкам. Десна пациента обычного розового цвета, не кровоточит, может разрастаться со стороны внутренней и внешней поверхности зубов. Пациенты могут жаловаться только на эстетические нарушения.

Атрофический гингивит

Атрофический гингивит характеризует атрофия десневого края и десневых сосочков без сопутствующих воспалительных процессов. Стоматологи рассматривают эту форму гингивита как раннее начало пародонтоза.

Причины атрофического гингивита — нейрогормональные, возрастные изменения. В детстве атрофия десны может являться следствием ортодонтического лечения, аномалии крепления уздечек верхней или нижней губы.

Существуют такие формы атрофического гингивита:

• Атрофия, ограниченная областью 1-2 зубов. Визуально V-образный дефект проявляется оголением шейки, корня зуба. Часто возникает в передней области (резцы, клыки).
  • Генерализованная атрофия десневого края. Проявляется внешне постепенной убылью края десны, исчезновением десневых сосочков. Впоследствии возникают большие межзубные промежутки.

Резюме: причины возникновения и развития гингивита

Портал «Стомум» предлагает ознакомиться с основными причинами возникновения гингивита:

Неправильный уход за полостью рта

Основной причиной гингивита служит плохая гигиена ротовой полости. Микробы, входящие в состав зубного налета, вырабатывают токсины и ферменты, которые провоцируют воспаление. Портал «Стомум» рекомендует тщательно ухаживать за зубами качественными щетками, пастами, эликсирами, применять технику правильной чистки зубов. Это поможет избежать развития гингивита, который без своевременного лечения ведет к осложнениям.

Хроническая травма десны

Края пломб, некачественно установленных коронок и протезов — местные травматические факторы, которые провоцируют воспаление десны. Процесс затрагивает только участок травматического воздействия. Во избежание травм десен портал «Стомум» рекомендует проводить лечение только у опытных специалистов.

Нарушение прикуса/окклюзии (контакта верхней и нижней челюсти)

Гингивит часто провоцирует аномалия зубов (например, скученность). Также воспаление десен может быть следствием нарушения прикуса/окклюзии. При травматической окклюзии равномерного смыкания зубов не происходит. Это приводит к повышенной нагрузке на зубы, испытывающие преждевременное смыкание, провоцирует воспалительный процесс в области окружающих тканей.

Общие факторы

Гингивит может быть спровоцирован авитаминозом, гормональными нарушениями. Воспаление десен нередко возникает при беременности и в юношеском возрасте. Портал «Стомум» рекомендует людям, входящим в группу риска, регулярно консультироваться у стоматолога.

С методами лечения гингивита Вы можете познакомиться в публикации Лечение гингивита.