После лечения пульпита болит зуб

После лечения пульпита болевые ощущения могут оставаться определенное время. Но согласно статистическим данным, собранным информационным порталом «Стомум», примерно в 70 % случаев это является следствием некачественного лечения, которое приводит к различным осложнениям, и только в 30 % боль может быть закономерной.

После лечения пульпита пациент должен обязательно сделать рентгеновский снимок, который позволит понять, насколько правильно было проведено пломбирование каналов. Но, к сожалению, многие недобросовестные врачи, даже видя на контрольном снимке дефекты лечения, не устраняют их, а просто не говорят об этом пациенту, так как обычно осложнения проявляются уже после окончания гарантийного срока и врач уже не несет за них никакой ответственности.

Причины боли после лечения пульпита

Болевые ощущения после лечения пульпита могут быть слабовыраженными, но иногда они носят острый характер. Иногда это может быть связано с травмой, но в большинстве случаев — с развитием воспалительного процесса.

Повреждение тканей у верхушки зуба

Лечение пульпита подразумевает удаление воспаленного сосудисто-нервного пучка (пульпы) и последующего пломбирования корневых каналов, что часто приводит к естественным незначительным болевым ощущениям из-за того, что:

• при удалении пульпы на уровне верхушки корней зуба происходит отрыв сосудисто-нервного пучка;
  • при обработке корневых каналов инструментами распространенное явление — несерьезное травмирование тканей в области верхушки корня;
  • при обработке (промывании) корневых каналов антисептиками небольшое количество препаратов попадает за их пределы — на ткани, находящиеся у верхушки корня зуба.

Стоматологические антисептики сильные и могут оказывать серьезное раздражающее действие.

При условии, что лечение пульпита было проведено правильно, все болевые ощущения пропадают через 1-3 дня.

Неправильное пломбирование каналов

Припухание десны и сильные боли чаще всего свидетельствуют о неправильном лечении. Но иногда воспаление развивается незаметно, и его можно увидеть только на рентгеновском снимке.

Портал «Стомум» выделил несколько основных признаков некачественно запломбированных каналов:

1. Каналы запломбированы не до верхушки зубного корня. Пульпит — это воспаление пульпы, которое обычно провоцируют попадающие в нее микроорганизмы. В процессе лечения, медикаментозной обработки, удаления пульпы и расширения каналов определенное количество микрофлоры остается. Если канал не запломбирован полностью, инфекция на его незакрытых участках все равно будет распространяться. Постепенно через отверстие верхушки корня воспаление перейдет на ткани, окружающие зуб, вследствие чего у верхушки корня появится гнойный мешочек (периодонтальный абсцесс). Это заболевание также называют периодонтитом. Если корневые каналы запломбированы не полностью, нужно незамедлительно перелечивать пульпит, так как воспаление может привести к потере зуба. То есть стоматолог должен распломбировать канал, а потом его запломбировать заново. Также существует хирургический метод лечения, который применяют только в тех случаях, когда канал плохо запломбирован у самого основания корня. Врач в такой ситуации проводит резекцию (операцию) верхушки корня зуба, и необходимость в распломбировке канала отпадает.
  2. Пломба вышла за пределы верхушки корня зуба. Пломбировочный материал может в процессе лечении выводиться за верхушку корня, что вызывает болезненные ощущения. В таком случае, если выведено небольшое количество материала, зуб перелечивать не обязательно, через некоторое время боль уйдет. Решение врач принимает, ориентируясь на динамику боли. При большом количестве лишнего материала может потребоваться хирургическое вмешательство — операция резекции верхушки зубного корня. Манипуляция занимает приблизительно полчаса и заключается в том, что специалист проделывает отверстие в кости у корней зуба и удаляет через него лишний материал.
  3. Осколок инструмента в корневом канале. Медицинские инструменты иногда ломаются в корневых каналах. В ряде случае осколок инструмента можно достать, но если он остался в верхушечной трети корня, вытащить его уже невозможно. Отлом инструмента может случиться по вине врача или из-за того, что корневой канал слишком изогнут.
  4. Перфорация корня. Это отверстие, проделанное врачом в стенке корня. Такую патологию довольно сложно исправить. Для закрытия отверстий используют дорогие материалы, к примеру — «Про-Рут». Если причиной перфорации стала вина врача, клиника должна проводить лечение за свой счет. «Стомум» рекомендует настаивать на этом. Закрытие перфораций «Про-Рутом» может быть консервативным (внутри зуба) или оперативным.

В качестве резюме

Последствие некачественного лечения могут быть следующими:

• неполная пломбировка канала в 100 % случаев приводит к появлению флюсов, радикулярных кист, периодонтита и т. д.;

• перепломбировка каналов приводит к возникновению сильных продолжительных болей или к невралгии;

Если врач допустил перелом корня зуба или перфорацию, без соответствующего лечения эти проблемы приводят к необходимости удаления зуба. Также со временем придется удалять зуб, если после лечения развился периодонтит (формирование у верхушки корня зуба периодонтального абсцесса).

И еще о боли в зубах после лечения.