Киста зуба: причины образования, симптомы, способы лечения

Киста зуба — образование в области верхушки корня зуба, являющееся следствием инфицирования корневого канала. По структуре это полость округлой формы с внутренней фиброзной оболочкой, заполненная гноем. Киста имеет тенденцию к росту, и особенно быстро прогрессирует патологический процесс в области верхней челюсти, где кость имеет более пористую структуру.

В стоматологи различают радикулярную и периодонтальную кисту.

Симптомы, свидетельствующие о появлении кисты

Долгое время киста может развиваться без ярко выраженных симптомов или причиняя небольшой дискомфорт. Это выражается несильными болезненными ощущениями при надавливании на инфицированный зуб, надкусывании твердой пищи. Образование легко выявляется на обзорных рентгенограммах во время лечения соседних зубов.

При снижении иммунитета, как это часто бывает при простудах, инфекция в кистозной полости может обостриться, и в таком случае начинается интенсивный процесс образования гноя. Как правило, процесс сопровождается сильными болями в области пораженного зуба, может повыситься температура, появиться отечность десны. Щека опухает, развивается слабость и недомогание.

Подробнее о кисте на десне.

Причины возникновения кисты

Информационный портал «Стомум» напоминает, что киста может появиться только при инфицировании коневых каналах.

Это бывает в двух случаях:

• если не вылечить кариес и пульпит;
  • если стоматолог плохо запломбировал каналы (есть пустоты).

Кариесогенные микроорганизмы быстро проникают в пульпу зуба, в результате чего развивается воспалительный процесс — пульпит. При невылеченном пульпите инфекция распространяется через корневые каналы в верхнюю часть корня, где и развивается периодонтальный абсцесс (киста зуба).

Корневой канал должен быть запломбирован полностью, до верхушки корня. Если врач оставил пустоты, там быстро прогрессирует инфекция, вызывающая образование кисты. В 60 процентах случае именно эта причина приводит к развитию патологии.

Лечение кисты зуба

Киста зуба может быть вылечена терапевтическим или радикальным (хирургическим) способом. Первый метод применяется в том случае, если каналы не были запломбированы или плохо запломбированы по всей своей длине. Если пустота выявляется только у верхушки корня, целесообразно использовать хирургический способ.

Портал «Стомум» информирует, что однозначными показаниями к хирургии являются следующие факторы:

• наличие штифта в корневом канале;
  • коронка на зубе;
  • образование более 1 см по диаметру;
  • припухание десны в области кистозной полости;

При этом корневые каналы должны быть хорошо запломбированы на 2/3 по длине.

Хирургическое лечение — это удаление кисты оперативным способом (резекция).

Терапевтическое лечение растягивается на длительный промежуток времени и требует многочисленных визитов к стоматологу. Специалист должен удалить пульпу, обработать каналы (распломбировать их предварительно, если они были ранее запломбированы). Затем каналы обрабатываются лекарственными средствами (промываются антисептическими растворами). После такой обработки в них закладывается лекарственная паста. В некоторых случаях требуется неоднократное повторение лечебных процедур.

Рентгенконтроль

После лечебного курса делается рентгеновский снимок, на котором видно, насколько эффективно была проведена терапия. При значительном уменьшении кисты можно выполнить постоянную пломбировку каналов гуттаперчей.

Пломбирование коронки зуба

После того как каналы будут запломбированы и коронка на зуб установлена, пациент должен посещать стоматолога раз в несколько месяцев, чтобы сделать контрольный снимок, на котором будет видна динамика уменьшения образования.

Народные средства при лечении кисты

Портал «Стомум» предупреждает, что избавиться от кисты с помощью антибиотиков, антисептиков и других сильнодействующих средств невозможно. Единственным радикальным способом является удаление инфицированной пульпы и последовательная обработка корневых каналов с последующее их пломбировкой до верхушки корня.

Все остальные процедуры (полоскания, примочки, гомеопатические препараты) не имеют смысла и даже опасны. Патология будет развиваться, и гнойный процесс может распространиться далеко за пределы инфицированного зуба. Кисты в запущенных случаях достигают до 6 см в диаметре!

«Стомум» рекомендует обращаться к врачу при первых симптомах, указывающих на возможное образование кисты, — это поможет сохранить зуб и сэкономить средства на лечение.

Рекомендуем Вам познакомиться с интересным материалом о свище на десне.