Киста на десне

Киста — образование с довольно плотными стенками, заполненное полужидким или жидким содержимым (гноем). Располагается в десне, окружая корень зуба. Несвоевременное лечение кисты приводит к выпадению зуба.

Причины образования киты на десне

Появившаяся на десне киста является следствием воспаления тканей, которые окружают зуб.

К факторам, обуславливающим гнойное воспаление, относятся:

• Кариес и пульпит, которые вовремя не были вылечены и привели к периодонтиту. При таком заболевании (периодонтите) в зоне корневой верхушки начинается гнойное воспаление — абсцесс периодонтальный. Гной, ища выход наружу, проникает в слизистую оболочку, и на десне образуется новообразование до 5 мм, напоминающее визуально кисту. «Стомум» информирует, что воспаление при пульпите локализуется лишь в пульпе зуба, не выходя за его пределы. Но при отсутствии лечения пульпа со временем гибнет, и через отверстие в корневой верхушке инфекция начинает распространяться в окружающие зуб ткани. В итоге у корня образуется очаг воспаления, и начинается заболевание — периодонтит.

• Некачественная пломбировка каналов корня. Очень важно качественно, без пустот и пробелов, а главное — до самого конца верхушки корня запломбировать зуб. Именно недопломбированная часть канала становится очагом для развития инфекции, а следовательно, и периодонтального абсцесса, при котором образуется большое количество гноя, стремящегося найти выход наружу, что и ведет к появлению десенной кисты.
      • Перфорация зуба. Грубейшая ошибка врача, который при пломбировании канала(лов) делает отверстие в его стенке. Приводит к такой неприятности несоблюдение технологии механической обработки канала и нарушение техники фиксации в канале штифта.
      • Пародонтит или абсцесс пародонтальный. При пародонтите идет образование достаточно глубоких (до 8 мм) пародонтальных карманов, заполненных гнойным содержимым. Отсутствие оттока гноя из такого кармана ведет к развитию абсцесса в десневых тканях.

Лечение кисты

Иногда киста на десне может вскрываться самостоятельно. Такое происходит, когда давление гноя максимально, и слизистая, не выдержав его, лопается. На самой десне остается свищевое отверстие, через которое периодически или постоянно будет выделяться гной в полость рта, так как воспаление верхушки зубного корня никуда не исчезло. Безусловно, доводить себя до такого не нужно, а лучше, как рекомендует портал «Стомум», вовремя прийти на прием к врачу-стоматологу.

Какие мероприятия предпримет врач:

• при помощи небольшого разреза слизистой вскроет кисту, чтобы создать отток гноя и снять острую боль;
      • приступит к лечению. Если зуб ранее нелеченный и воспаление на фоне периодонтита, тогда врачом будет удалена пульпа, поле чего депульпированный зуб пролечат, чтобы снять воспаление, а затем запломбируют его корневые каналы.

Когда имеет место воспаление на фоне некачественной пломбировки каналов или же перфорации их стенок, зубы перелечиваются.

Это можно осуществить разными методиками, а именно:

• При помощи терапевтического лечения: снимается коронка (если она есть), высверливается пломба, затем распломбировываются каналы корня и потом они вновь аккуратно и тщательно пломбируются, на зуб изготавливается новая коронка и т. д.

• С помощью хирургического лечения, которое заключается в резекции верхушки корня. Через маленькое отверстие в десне, используя бормашину, хирург удаляет корневую верхушку до уровня, на котором канал запломбирован хорошо. Такая технология позволяет избавиться от кисты без снятия коронки и перепломбирования каналов зубного корня.
      • Сочетанием хирургического и терапевтического лечений.

Когда киста на десне — следствие пародонтита, то лечится главным образом это заболевание. В лечение входит вскрытие абсцесса, противовоспалительное лечение и последующий кюретаж кармана.

Советы от «Стомум»

Не занимайтесь самолечением. Само по себе воспаление никогда не пройдет. Даже если киста и вскроется сама, то это лишь приведет к уменьшению боли и небольшому снятию воспаления, однако на верхушке зуба процесс разрушения кости продолжит нарастать, а это неминуемое удаление зуба. Помимо этого, вскрывшаяся киста приведет к образованию десенного свища, из которого будет идти гной, а это постоянной несвежий запах изо рта.

Лечение начинайте с консультации у стоматолога-хирурга. Он направит вас на рентгеновский снимок, сделает по нему точный диагноз и назначит лечебные мероприятия.

И еще немного о кисте зуба.