О чем свидетельствует боль в зубе после лечения кариеса

В случае если после лечения кариесного зуба появляется боль, то это говорит о том, что стоматолог допустил ошибку при пломбировании. Но при глубоком кариесе воспалительный процесс связан не только с неправильными действиями лечащего врача.

После лечения кариеса болезненные ощущения могут быть различными — от небольшого дискомфорта в области вылеченного зуба до интенсивных болей, носящих приступообразный характер. Информационный портал «Стомум» рассмотрит два варианта главных симптомов.

Первый вариант симптомов

В первом случае после лечения появляются болезненные ощущения в области зуба, и боль усиливается при надавливании или надкусывании (на зуб).

Причинами этого явления могут быть два момента:

1. Чрезмерное высушивание зубной полости перед пломбированием. После полной очистки кариозной полости от пораженных тканей стоматолог обрабатывает ее кислотой, которую затем тщательно смывает. После этого стенки зуба обрабатываются адгезивным составом (клеящим веществом), без которого пломба не прикрепится к тканям. Большое значение имеет правильное увлажнение полости перед обработкой ее адгезивным раствором. Полость должна быть высушена (перед нанесением адгезива) до состояния мокрого песка. При пересушивании происходит сильное раздражение нервных окончаний, находящихся в верхнем слое дентина. В самом неблагоприятном случае может произойти не только раздражение, но гибель нервных волокон, что приводит, в свою очередь, к специфическому (не инфекционному) воспалению пульпы. В таком случае зуб придется лечить вновь, но уже более серьезно — с удалением пульпы и пломбированием каналов. Информационный портал «Стомум» советует подождать несколько дней, если боли носят невыраженный, приглушенный характер. Как правило, через 1-2 недели дискомфорт проходит полностью. Но если после этого периода боль сохраняется и тем более усиливается, необходим срочный визит к стоматологу.
  2. Недостаточное просушивание полости перед процессом пломбирования зуба. Если со стенок полости не будут удалены капли влаги, адгезивный состав не впитается в поверхностные ткани зуба, а проникнет в канальца дентина лишь на минимальную глубину. Если пломбировка осуществляется композитным материалом со световым отражением, то надо учитывать, что состав дает усадку под воздействием лучей полимеризационной лампы. В том месте, где скопился избыток влаги, композит отрывается от полостных тканей вместе с адгезивом, и на границе отрыва создается пустое пространство (вроде вакуума). Это также может вызвать раздражение нервных окончаний и, следовательно, стать причиной боли. На профессиональном языке этот процесс называют дебондинг. В таком случае необходимо менять пломбу. «Стомум» рекомендует выждать две недели и при сохранении болей повторить визит к стоматологу.

Второй вариант симптомов

Если после лечения кариеса появились сильные боли, которые постепенно нарастают и носят приступообразный характер, то, скорее всего, развивается острый пульпит.

Если после лечения кариеса возникают локализованные в области зуба боли от термического воздействия (холодное, горячее), в том числе и спустя определенное время после контакта с раздражителем, то можно с большой долей вероятности говорить о развитии хронического пульпита.

И в том, и в другом случае следует обратиться к врачу, который проведет удаление пульпы, запломбирует каналы и поставит пломбу.

«Стомум» доводит до вашего сведения, что на начальном этапе воспаления пульпы можно применить щадящий метод лечения, при котором удаляется только коронковая часть пульпы, а в корневых каналах она сохраняется. Это весьма существенный момент, поскольку депульпированный зуб становится более хрупким, и срок его службы уменьшается.