Пульпит: симптомы и причины возникновения

Пульпит — это воспалительный процесс в зубной мякоти, расположенной в коронке — в пульповой камере и в каналах корня. Затронут сосудисто-нервный пучок — пульпа. Множественные нервные окончания и кровеносные сосуды проходят в пульпу через зубные ткани и прикорневые отверстия. Зачастую пациенты ошибочно говорят о зубном пульпите, хотя нужно употреблять название — пульпит зуба.

Симптоматика пульпита

В зависимости от степени поражения зуба симптоматика пульпита может быть разной по степени выраженности, хотя сами проявления идентичны и в том и в другом случае. Различают хроническую и острую формы пульпита.

Острый пульпит

Для этой формы характерна сильная пульсирующая боль, причем самый пик приступов приходится на ночь. Боль может начаться без каких бы то не было причин. В период временного затишья боль может возобновиться при воздействии холодного или горячего. Отличительной чертой болей при пульпите, по которой их отличают от кариозной боли, является тот факт, что на успокоение пульпы требуется как минимум 10-15 минут после того, как будет устранена причина возникновения боли. При кариесе достаточно убрать раздражитель, и боль исчезает.

Зачастую пациенты не могут понять, какой зуб у них болит, так как боль охватывает значительный участок челюсти. В процессе перехода от серозного воспаления к гнойному, боль становится более острой. Очаг заболевания пульсирует, дергает постоянно, практически без безболевых промежутков.

Хронический пульпит

Для этой формы заболевания характерны периодически возникающие ноющие боли. В отличие от острого пульпита, боль хотя и есть, но не столь выражена. В редких случаях процесс может протекать практически безболезненно, однако бывают периоды обострений, когда боль проявляется так же, как и при остром пульпите. Исходя из этого, выделяют несколько видов хронического пульпита.

На то, какая именно форма пульпита разовьется в том или ином случае, влияет особенность организма конкретного пациента. Имеется в виду иммунная реакция на появление инфекции. С годами она становится слабее, поэтому у пожилых людей симптомы пульпита выражены меньше.

Подробнее об остром и хроническом пульпите.

Почему развивается пульпит

Информационный портал «Стомум» сообщает: из всех причин, по которым пациенты обращаются к стоматологу, пульпит занимает порядка 20 %. Как правило, развитие пульпита начинается с того, что бактерии получают доступ к зубной мякоти через кариозный дефект.

Запущенный кариес

Кариес, возникнув в поверхностном слое эмали зуба, постепенно поражает все более глубокие слои зуба.

Если вовремя не начать лечение, кариозные поражения с поверхности эмали будут распространяться вглубь, охватывая участки внутри зуба, постепенно дойдут до мягких зубных тканей. Когда же бактерии достигнут пульпы, возникает воспалительный процесс, а следовательно, и боли.

Пульпит, развившийся после пломбирования кариозного зуба

Если практически сразу после лечения кариозного зуба начинается воспаление, пациенты говорят, что у них пульпит под пломбой.

Почему вдруг после лечения возникает пульпит?

• Если врач запломбировал зуб, не удалив при этом все кариозные участки, разрушительный процесс будет продолжаться. Как только бактерии достигнут мягких тканей, может развиться воспаление пульпы.
    • Бывает, что во время работы врач ускоряет процесс высверливания, не обеспечивая при этом достаточного водного охлаждения. В этом случае причиной воспаления может стать ожог мягких зубных тканей.

• Излишнее осушение дна напором воздуха может вызвать воспаление немикробного характера — асептическое.
  • Глубокий кариес. Даже после лечения, осуществление которого выполняется совершенно иначе, чем при других формах этого заболевания, пульпа может воспалиться.

Ретроградный пульпит

Для хронической формы средней и тяжелой степени характерно образование пародонтальных карманов, занимающих почти половину корня. Именно они являются очагом патогенной микрофлоры, которая через корневые каналы воздействует на мягкие зубные ткани, вызывая их воспаление.

Рассматривая рентгеновские снимки, можно обратить внимание на то, что пародонтальные карманы смотрятся как темная полоска, расположенная вдоль корня. Это происходит потому, что в процессе их образования находящаяся на этом месте костная ткань корня рассасывается.

Пульпит под коронкой

При подготовке к установке коронок врач обтачивает зубы пациента. Если процесс производится на живые зубы и сверление выполняется слишком торопливо, без необходимого охлаждения, может произойти ожог пульпы. При этом симптомы пульпита могут возникнуть не сразу, а через некоторое время, порой, когда коронки уже одеты и закреплены на зубах.

Пульпит травматический

После получения повреждения в результате удара, кровоснабжение пульпы может быть нарушено, что приводит к развитию воспаления.

Отличительные особенности диагностики пульпита

• Отличие воспаления пульпы от кариеса заключается в том, что причиной возникновения боли при кариесе является раздражитель. Стоит только устранить его, и боль прекращается. Боли, возникающие при воспалении пульпы, не успокоит даже устранение раздражителя. Требуется как минимум 10-15 минут, чтобы боль утихла. Более того, острые боли при пульпите возникают и без раздражителя, сами по себе.
  • В некоторых случаях боль при пульпите оказывается столь резкой и сильной, что можно предположить воспаление тройничного нерва. Основное отличие, позволяющее дифференцировать эти два заболевания, заключается в том, что пульпит проявляет себя в основном ночью, а боли при невралгии в это время затихают, а то и вовсе проходят.

Чтобы не спутать пульпит и обострение хронического периодонтита, можно сделать рентгеновский снимок, по которому легко определить заболевание. Периодонтит диагностируется при наличии изменений на корнях зуба, пульпит — при их отсутствии. Также можно попробовать постучать по зубу. Если постукивание или нажатие на зуб вызывает боль, диагностируется обострение хронического периодонтита. Если же нет — пульпит.

Советуем Вам познакомиться с материалом о пломбировании корневых каналов при пульпите.