Периодонтит: симптомы, причины развития

Периодонтит — воспаление корневой оболочки зуба, вызванное попаданием инфекции. Название «периодонтит» было образовано от термина «периодонт», которым обозначается целая система соединительных тканей, обеспечивающий фиксацию зуба в челюсти.

В процессе заболевания периодонт постепенно разрушается, и в верхней части корня развивается периапикальный абсцесс. В профессиональной терминологии используется название апикальный периодонтит, образованное от термина «аpex» (апекс), которым определяется верхняя часть корня. Для этой стадии характерно образование гнойного мешочка. Расположение очага воспаления объясняется тем, что попадание инфекции происходит через корневые каналы.

Чем отличается периодонтит от пульпита

Под пульпитом понимают воспаление мягких тканей зуба — нервно-сосудистого пучка, называемого пульпой. Наиболее частой причиной развития пульпита является распространение инфекции из участка, пораженного кариесом, в пульпу.

При пульпите воспалительный процесс касается только зубных мягких тканей и не затрагивает ни костную ткань, ни периодонт.

Следующей стадией воспаления, когда воспалившаяся пульпа уже гибнет, а инфекция через корневые каналы распространяется на прикорневую оболочку, а затем и на костную ткань, является периодонтит. Именно на этом этапе воспалительного процесса у корней зуба развивается периодонтальный абсцесс.

Симптоматика периодонтита

Периодонтит проявляет себя в зависимости от того, в какой форме он протекает. Различают хронический, острый периодонтит. Для хронической формы характерны периоды обострений.

Как проявляется острый периодонтит

Тупая боль, усиливающая при нажатии на больной зуб, — именно так определяет свое состояние большинство пациентов, обращающихся к врачу с периодонтитом. На этапе перехода воспаления в гнойную стадию тупая боль, характерная для воспаления, сменяется дергающей и очень резкой, безболевые периоды сокращаются. Причинный зуб становится подвижным, в его проекции может появиться флюс десны.

В целом ухудшается состояние всего организма. Пациент чувствует себя слабее, у него пропадает сон, повышается температура. Отказ от еды по причине сильной боли, отечность в области причинного зуба — это явления, которые характерны для острой формы заболевания.

Как проявляется хронический периодонтит

Зачастую подобная форма заболевания ничем не беспокоит пациента. Лишь иногда нажатие или постукивание по больному зубу вызывает реакцию. Однако в этом случае боль не резкая. При этом в области причинного зуба может появиться свищ, из которого будет сочиться гной.

Хроническая форма заболевания опасна тем, что может привести к потере зуба, так как пациенты считают ненужным обращение к врачу до появления более серьезных симптомов и, как правило, доводят до развития необратимых последствий, таких как появление кисты на верхней части корня.

Как проявляется обострение хронического периодонтита

При продолжительном хроническом процессе часто случаются обострения, и тогда все проявления болезни аналогичны острой форме. Как только на десне образуется свищ, из канала которого начнет выделяться гной, процесс будет затухать и вновь примет хроническую форму.

Определение периодонтита по рентгеновскому снимку

Посмотрев на рентгеновский снимок пациента, у которого диагностируется периодонтит, можно увидеть, что в области верхней части корня присутствует сильное затемнение, это так называемый гнойный мешочек, характерный для периодонтального абсцесса.

Интересный материал о пломбировании корневых каналов при периодонтите.

Почему развивается периодонтит?

По характеру возникновения различают неинфекционные и инфекционные периодонтиты. Первые становятся последствием травм, во втором случае воспаление корневой оболочки происходит из-за попадания в нее инфекции.

Причинами инфекционного периодонтита могут стать:

1. Затянувшееся лечение пульпита. При запущенном кариозном разрушении инфекция, попавшая в периодонт через отверстия корневых каналов, становится причиной возникновения периодонтального абсцесса.
  2. Плохо запломбированные каналы

Если стоматолог запломбировал канал не полностью, в оставшемся участке может начаться воспаление. В результате инфекция распространяется на окружающие зуб ткани, и начинается периодонтальный абсцесс.

Развитие периодонтита под коронкой

Чтобы поставить коронки, врач чаще всего удаляет мягкие ткани зуба, а затем пломбирует корневые каналы. Портал «Стомум» предупреждает: в том случае, если этот этап подготовки выполнен недостаточно тщательно, такая небрежность может стать причиной периодонтита.

Однако периодонтит под коронкой может возникнуть не только из-за некачественно выполненного пломбирования каналов, но и когда коронка закрывает живой зуб.

Иногда случается, что пульпа зуба воспаляется и гибнет под коронкой, развивается пульпит, который перерастает в периодонтит. Причиной такой ситуации можно назвать некомпетентность врача, который при подготовке зуба слишком торопился и обтачивал его, пренебрегая водяным охлаждением, что привело к термическому ожогу мягких тканей.

Маргинальный периодонтит

Образование пародонтальных карманов — полостей между корнем и костной тканью, характерно для пародонтита средней и тяжелой степени. Инфекция из таких образований поражает прикорневую оболочку и распространяется вглубь. Подобная форма заболевания называется маргинальным периодонтитом.

Травматический периодонтит — неинфекционный

В зависимости от причины развития травматического периодонтита различают острую и хроническую форму заболевания. Острый периодонтит может возникнуть вследствие удара, травмы.

Если заболевание развилось в результате постоянного воздействия, вызывающего травмирование, то это хроническая форма.

Как может проявиться острый травматический периодонтит?

• Смещение зуба, сопровождаемое его подвижностью и болезненным накусыванием.
  • Разрыв мягких тканей. Зуб становится подвижным, коронка приобретает розовый оттенок.
  • Перелом корня.

Хроническая форма травматического периодонтита

Хроническая форма травматического периодонтита развивается из-за чрезмерной нагрузки на зуб, вызванной неправильно выполненным процессом протезирования либо пломбирования. К примеру, высокая пломба скажется на смещении прикуса, и в процессе еды пломбированный зуб окажется под самой большой нагрузкой, что в результате может стать причиной возникновения травматического периодонтита.

Медикаментозный периодонтит

К неинфекционным видам можно отнести и медикаментозный периодонтит. Причиной его возникновения становятся лекарственные препараты, используемые при лечении и пломбировании.

В некоторых случаях это аллергическая реакция на тот или иной медикамент. Так, к примеру, у некоторых пациентов проявляется аллергия на пасту, которой пломбируются корневые каналы.

Мышьяковистый периодонтит развивается при воздействии мышьяковистой пасты. До того времени, пока в стоматологии не использовалась анестезия, для того чтобы убить и удалить пульпу, врачи использовали мышьяк. В настоящее время качественные анестетики позволяют лечить и пломбировать корневые каналы без его применения.

А теперь о том, как лечат периодонтит в современных клиниках.