Лечение пульпита: биологический метод

Почему сохранение живой полноценно функционирующей пульпы так важно? Дело в ее трофической и защитной функциях. Гибель пульпы провоцирует хрупкость твердых тканей зубов. К тому же при извлечении пульпы приходится удалять их в большом объеме. После таких вмешательств в верхушечной части корней зубов могут возникать очаги воспаления (если последующее пломбирование каналов было некачественным).

Сохранение живой пульпы — лучший способ избежать подобных последствий. Но, к сожалению, это удается редко, так как большинство пациентов поздно обращаются за помощью. «Стомум» акцентирует внимание на том, что консервативные методы результативны только на начальной стадии пульпита. Стоматологам, как правило, приходится лечить гнойные воспаления. В этом случае выход один — удаление пульпы, установка пломб в каналы зуба.

Суть биологического метода, особенности терапии

Применение биологического метода означает сохранение в коронковой части и корневых каналах зубов полноценной живой пульпы.

Показаниями для такого вида терапии являются:

• начальная стадия заболевания — при воспалении небольшого спроецированного кариесом участка пульпы;
  • хронический пульпит фиброзной формы, протекающий без обострений;
  • случайное вскрытие рога пульпы во время препарирования полости, пораженной кариесом.

Реализуется биологический метод в течение двух посещений.

Процедуры во время первого посещения:

• Анестезия.
    • Применение коффердама для изоляции больного зуба от слюны.
    • Тщательное удаление дентина и эмали, пораженных кариесом.

• Обработка полости зуба медикаментозными препаратами.
  • Наложение специальных прокладок. На дно зуба — кальцийсодержащая (с Calcemol, Calcicur, Calcipulp, Life и другими подобными препаратами), сверху — изолирующая (стекло-иономерный цемент).
  • Установка временной пломбы.

После этого пациенту назначают:

• Физиотерапию. Распространенный вариант — использование для лечения пульпита гелий-неонового лазера в области шейки зуба (одна-три процедуры продолжительностью от 30 до 120 секунд).
  • Противовоспалительные нестероидные средства (часто — Ибупрофен). «Стомум» не рекомендует применять антибиотики (внутрь или в виде аппликаций на пораженную полость зуба). Устойчивость кариесогенной микрофлоры к этим препаратам очень высока: к ампициллину — 99,9 %, линкомицину — 95 %. Такая же картина наблюдается и с другими антибиотиками.
  • Активное наблюдение за состоянием пациента. Если очевидны признаки развития острого пульпита или периодонтита, немедленно применяют традиционный метод лечения. Пульпу удаляют, корневые каналы пломбируют.

Второе посещение в процессе применения биологического метода

Второй визит к врачу происходит через несколько дней после первого.

При отсутствии жалоб со стороны пациента проводятся обязательные процедуры:

• аккуратное извлечение временной пломбы;

• изоляция зуба от слюны;
  • повторное пломбирование.

Установка постоянной пломбы предполагает обязательные посещения врача в ближайшее время и более отдаленные сроки. Это необходимо, чтобы исключить опасность развития периодонтита на фоне гибели пульпы.

Метод витальной ампутации

Этот метод относят к условно консервативным. Его применяют для сохранения живой пульпы в корневых каналах. Из коронковой части она полностью извлекается. Метод эффективен, если предстоит лечение многокорневого зуба. В однокорневом зубе фактически между коронковым и корневым участком пульпы отсутствует граница.

Схема этого вида лечения повторяет алгоритм биологической методики с одним исключением — в процессе первого визита после удаления кариозных тканей стоматолог высверливает и коронковую часть пульпы.

А теперь об особенностях хронического и острого пульпита.