Эффективность различных способов лечения пульпита

Лечение пульпита, к сожалению, часто проводится не на должном качественном уровне (согласно официальной статистике — более чем в 60 % случаев). Побочными результатами такого вмешательства являются перфорации, кисты, хронические периодонтиты, отлом инструмента в корневом канале. Это приводит к осложнениям, ведущим к скорой потере зуба.Медицинские методики устранения пульпита.

Небольшая статья о том, как почему же возникает пульпит.

Воспаление пульпы зуба лечат с помощью различных методов.

Их условно принято делить на две категории:

• Хирургическое лечение — депульпирование. В этом случае пульпу полностью удаляют из корневой и коронковой части. После этой процедуры корневые каналы зуба и коронки пломбируют.
  • Консервативная терапия. Эффективна в том случае, если пациент обращается к специалистам на самой ранней стадии воспаления. Только тогда есть шанс сохранить живую пульпу. Но, к сожалению, метод применяется нечасто в связи с тем, что пациенты, как правило, приступают к лечению уже запущенного заболевания.

Суть традиционного метода лечения

Традиционным методом является депульпирование зуба.

Проводится в несколько этапов:

• тщательное высверливание тканей, пораженных кариесом;
  • изъятие пульпы из коронковой и корневой частей зуба;
  • обработка каналов зуба специальными инструментами;
  • пломбирование корневых каналов;
  • пломбирование коронкового отдела.

Следующая информация от стоматологического портала «Стомум» поможет пациентам предупредить возможность некачественного лечения и его осложнений.

Организация лечебного процесса

Эффективное лечение подразумевает несколько визитов к стоматологу. Количество посещений зависит от числа корневых каналов больного зуба. Если их два и более, как правило, достаточно трех терапевтических процедур. Зуб с единственным каналом можно вылечить за два посещения. Для установки постоянной пломбы обязательно выделяют отдельное посещение.

Эту процедуру не выполняют сразу после пломбирования корневых каналов.

Порядок проведения стоматологических процедур при пульпите многоканального зуба

Во время первого посещения врач-стоматолог выполняет следующее:

• Обезболивание. Современные анестетические препараты гарантируют полное избавление от неприятных ощущений. Пульпит всегда связан с болью, поэтому без анестезии его не лечат.
    • Тщательное удаление (высверливание) кариозной ткани. Для этого используется бормашина. Вместе с пораженными местами частично удаляется здоровая ткань над камерой пульпы и устьями каналов корней. Это требуется для того, чтобы каналы были хорошо видны и их было удобно обрабатывать.
    • Изоляция пораженного зуба от слюны (с помощью коффердама). Если этого не делать, вместе со слюной в корневые каналы может легко попасть инфекция, присутствующая во рту. Некоторые российские стоматологи применяют коффердам только при пломбировании. Это нарушение технологии лечения.
    • Пульпа удаляется из коронок и корневого канала зуба с помощью особого инструмента — пульпэкстрактора. На нем есть множество специфических зазубринок. Они расположены так, чтобы инструмент можно было легко ввести в корневой канал. Извлекается он с большим трудом, так как на зазубринки наматывается пульпа.

• Точное измерение длины каналов корня зуба. Очень важная процедура, так как неправильное определение размеров каналов приведет к недопломбированию (причина дальнейших осложнений) или перепломбированию (вызывающему продолжительные боли). В идеале для измерения используют специальный аппарат — апекслокатор в сочетании с рентгенологическим методом. Сначала в корневые каналы по очереди вставляют по К-файлу, соединенному тонким электродом с апекслокатором. Особый сигнал на экране электронного аппарата свидетельствует о достижении кончиком инструмента верхушки зубного корня. Осуществляется поочередное измерение каналов, так как их длина уникальна, предвидеть ее невозможно. Данные измерений обязательно записывают. В конце процедуры К-файлы вставляют (одновременно) в каналы (длина их различна). После этого выполняется контрольный снимок. Он позволяет проконтролировать точность показаний апекслокатора и в случае необходимости внести коррективы.
  • Обработка каналов механическим способом (с помощью римеров, К-файлов). Стоматолог, вращая ручку инструмента кончиками пальцев, иссекает режущими гранями прибора стружку со стенок каналов. Это необходимо для того, чтобы можно было его хорошо запломбировать. Глубина механической обработки определяется на предыдущем этапе, для каждого канала она своя. Предельная точность нужна для того, чтобы пломбирование идеально достигло верхушек корня.
  • Антисептическая обработка — ирригация (промывание) корневых каналов.
  • Финальная процедура — закладывание в каналы антисептика и установка на зуб временной пломбы.

Действия стоматолога во время второго посещения

• Удаление из каналов лекарственного наполнения и временной пломбы.
    • Антисептическое промывание каналов.
    • После высушивания — плотное пломбирование. Для этого применяют разные по размеру штифты и специальную твердеющую пасту — силер. Утрамбовывается масса при помощи вставляемых в устье каждого корневого канала штифтов. По поводу пломбирования на этом этапе «Стомум» придерживается традиционной точки рения — его предпочтительно осуществлять без анестезии. Это позволяет врачу точнее выполнять процедуру — при малейшем выведении гуттаперчевого штифта за пределы верхушки корня пациент испытывает легкую болезненность. Врач тут же корректирует глубину внесения пломбировочного материала.

• Обязательный рентгенологический контроль. К следующему этапу лечения можно приступать только после того, как рентген продемонстрирует безукоризненный результат. Если видно, что пломба не достигает верхушек корней или гуттаперчевый штифт выходит за пределы коря и проникает в окружающие ткани, пломбирование начинают заново. Предыдущий штифт удаляют из канала. Высокий процент некачественных результатов депульпирования связан именно с нежеланием отдельных специалистов устранять подобные ошибки.
  • Устанавливается временная пломба.

Третье посещение

Его результатом является постоянная пломба. Пломбирование коронок зубов и корневых каналов не осуществляют в течение одного (второго) визита пациента к врачу. Восстановление коронки можно выполнить только после того, как содержимое корневых каналов зуба «схватится» и полностью затвердеет.

Консервативное лечение пульпита

Методики консервативного лечения позволяют сохранить жизненные процессы в пульпе.

Они представлены двумя основными направлениями:

• биологический метод, при котором пульпа сохраняется в коронковой зоне и в корневых каналах зубов;
  • витальная ампутация — пульпу оставляют только в корневых каналах.

Малоэффективность лечения пульпита гомеопатическими и народными средствами

Пульпит является глубокой стадией кариеса — необратимого разрушительного процесса в тканях. Причина воспаления пульпы — проникновение в нее микроорганизмов-возбудителей инфекции из полости, образовавшейся в результате кариозного разрушения зуба. Исследования показывают, что эта патогенная флора характеризуется исключительной устойчивостью ко всем известным противовоспалительным препаратам (нечувствительность к линкомицину — 95 %, ампициллину — 99,99 %). Поэтому «Стомум» не рекомендует рассчитывать на то, что препятствовать прогрессированию пульпита смогут полоскания, примочки, различные травяные препараты. Гомеопатия также бессильна.

Развитие кариозного дефекта можно остановить только удалением гниющих фрагментов. Эффективное лечение основано на тщательном высверливании разрушенной ткани.

В этой публикации Вы можете более подробно узнать о пломбировании корневых каналов при пульпите.