Симптомы и стадии прогрессирования кариеса

Кариес — это разрушающий процесс в твердых тканях зубов. Его активные участники — кариесогенные микроорганизмы, присутствующие в ротовой полости: актиномицеты, стрептококки и лактобактерии.

В развитии кариозного процесса принято выделять четыре последовательные стадии, отражающие глубину поражения в твердой ткани зуба:

• Появление темного или белого пятна на зубной эмали. На этом этапе не наблюдаются какие-либо признаки разрушения или дефектов эмали.
    • Поверхностная форма. Характерный признак — дефекты в пределах границ эмалевого слоя. Дентин, находящийся под ним, еще не подвергается разрушающему воздействию. Выглядит кариозный очаг как темное пятно.

• Кариес средней степени — распространение процесса на верхний и средний дентинный слой без повреждения более глубоких, окружающих пульпу.
  • Глубокая форма. На этой стадии кариозному повреждению подвергаются слои, находящиеся возле пульпы зуба.

Подробнее о причинах кариеса и его развитии на зубах Вы можете прочитать в новой публикации от наших стоматологов!

Осложнения, к которым приводит кариес

Отсутствие лечения и переход заболевания в стадию глубокой формы кариеса означает, что следующим объектом инфекционного поражения будет пульпа зуба. Развивается пульпит (воспаление). Если и это оставить без внимания врачей-специалистов, инфекция распространяется за пределами зуба, в окружающие верхушки его корней ткани. Развивается периодонтит. На верхушках корня больного зуба образуются кисты, гнойные мешочки.

Признаки, свидетельствующие о возникновении кариеса

Типичными признаками начала кариозного процесса являются нечастые болевые приступы, спровоцированные действием определенных факторов:

• термические раздражители — холодные напитки или воздух;
  • химические соединения (например, соленые, кислые, сладкие продукты питания).

Характерная особенность первых проявлений кариеса — болевые ощущения только при воздействии раздражителей. Они не бывают самопроизвольными и исчезают сразу же после устранения причины.

О начальной стадии кариеса может рассказать и повышенная чувствительность зубов.

Спонтанное появление боли не под воздействием раздражителей — явный показатель того, что начала развиваться следующая стадия заболевания — пульпит (острый). Если он переходит в хроническую форму, холодное или горячее питье (термические факторы) тоже могут быть причиной болевых приступов. Но в отличие от кариозных, они исчезают не сразу после устранения раздражителей. Для этого требуется как минимум 10-15 минут.

Состояние глубокого кариеса характеризуется расширением спектра неприятных ощущений. Становится болезненным надавливание на тонкую донную часть кариозной полости в процессе пережевывания твердых кусочков пищи или кусания. Когда пищевые фрагменты попадают в полость, они начинают давить на дно и на нервный пучок внутри зуба (пульпу). Обычно после очищения кариозного пространства боль проходит.

Диагностирование заболевания в домашних условиях

«Стомум» советует незамедлительно обращаться к врачу, если кариес дал о себе знать. Выявить его несложно даже в домашних условиях.

Его очевидные признаки:

1. Характерный болевой синдром.
  2. Кариозная полость чувствуется языком. Она, как правило, имеет неровные острые края.
  3. Неприятный запах, исходящий изо рта. Его вызывают пищевые остатки, которые очень трудно вычищать из полости, образованной кариозным процессом. В условиях обычной микрофлоры рта пища гниет, издавая плохой запах.
  4. При самостоятельном осмотре (возможно, с помощью зеркала) наблюдается затемнение участков эмали, хотя ее поверхность может и не быть поврежденной.

Какие же меры Вы можете принять прямо сейчас, у себя дома до похода к стоматологу?..

Выявление кариеса в стоматологической клинике

Специалисты обязательно используют информацию, предоставленную пациентами (жалобы), и визуальный осмотр.

Но правильную диагностику осложняет наличие в ротовой полости труднодоступных мест:

• межзубных промежутков;
  • глубоких фиссур (борозд) на жевательной поверхности зубов;
  • пломб и искусственных коронок, закрывающих повреждения.

Стоматологи используют следующие диагностические методики, предоставляющие четкую картину кариозных повреждений:

• Рентген. Рентгенограмма позволит хорошо рассмотреть кариес даже под коронкой или пломбой. На снимке пораженные ткани зубов выглядят темными, а здоровые, плотные — светлыми. Трудности могут возникнуть только при обнаружении очень маленького кариеса.
    • Применение кариес маркеров — препаратов с красителями. Сначала зуб очищают от налета и высушивают пустером (направленным потоком воздуха). Затем наносят краситель (позже его смывают). Таким образом, можно увидеть кариес еще на стадии пятна. Даже если еще нет повреждений на эмали, краситель выделит деминерализованные участки.

• Стоматоскопия — облучение зубов галогенной или ультрафиолетовой лампой. Спровоцированные кариесом нарушения в зубной структуре будут выделяться темными пятнами на светлом фоне здоровых тканей.
  • Применение аппарата «Диагнодент», функционирующего на основе лазерной флюоресценции. Он облучает зубной ряд и издает тревожный сигнал при обнаружении очагов кариеса. Он является самым эффективным средством для изучения состояния глубоких фиссур жевательных зубов и труднодоступных участков.

И наконец, советуем всем нашим читателям прочитать материал о том, как предупредить появление кариеса.