Кариес: причины и теории возникновения

Кариес — заболевание, приводящее к постепенному разрушению зубных тканей. Почему оно появляется?

В поисках причин развития кариеса специалисты устраивали немало дебатов и проверили невероятное количество предположений. В результате из возможных 414 версий общепризнанной оказалась только одна — теория кариеса Миллера, выдвинутая им в 1898 году. Изначально версия Миллера носила название «химико-паразитарная».

Эта концепция основывалась на предположении, что в ротовой полости существуют микроорганизмы, способные преобразовывать углеводы в органические кислоты, которые оказывают негативное воздействие на зубную эмаль. Таким образом, под их воздействием остатки пищи превращаются в «оружие», которое может привести к постепенному разрушению зуба.

Отсюда можно сделать вывод, что основным посылом для возникновения кариеса становится плохой уход за состоянием ротовой полости.

Подробнее о том, как предупредить возникновение кариеса, читайте в новой публикации наших стоматологов!

Что за бактерии ответственны за возникновение кариеса?

Актиномицеты, Streptococcus mutans, Streptococcus sanguis — бактерии, способствующие развитию кариеса. Однако следует знать, что их действие в каждом случае проявляется по-разному, так как активность микроорганизмов во многом зависит от состояния иммунной системы человека, соответственно, от его способности сопротивляться воздействию патогенной флоры. Доказано практически, что образование налета на зубах у людей со слабым иммунитетом происходит намного быстрее, нежели у тех, у кого с этим все в порядке.

Для того чтобы справиться с мягким налетом, образовавшимся на поверхности зубов, можно просто воспользоваться зубной щеткой и пастой. Обычная процедура чистки зубов поможет. В противном случае под воздействием солей кальция мягкий налет преобразуется в твердые отложения, так называемый зубной камень, с удалением которого может справиться только специалист.

Примечательно, что с образованием зубного камня словно запускается механизм действия бактерий. Они начинают свое пагубное воздействие на зубы, причем теперь их не сможет остановить ни регулярная чистка, ни полоскание. Портал «Стомум» советует в этом случае обращаться к стоматологу.

Что еще может усугубить кариес?

Воздействие бактерий, плохая гигиена полости рта — это основные факторы развития кариеса, однако есть и такое понятие, как предрасположенность к этому заболеванию, которое зависит от целого ряда причин:

• Так называемая скученность зубов, приводящая к проблемам чистки и удалению остатков пищи.
    • Пониженное слюноотделение. Чем меньше у человека выделяется слюны, тем больше вероятность развития кариеса, так как слюна способствует удалению пищевых остатков с поверхности зубов. Согласно установленным нормам, количество слюны, выработанной за сутки, должно быть не менее полутора-двух литров.

• Слюна с нейтральным показателем кислотности. Как известно, негативное воздействие на зубы производят органические кислоты, поэтому, если показатель слюны человека щелочной, эта проблема в какой-то мере устраняется. Если же слюна имеет нейтральную среду, она никоим образом не сможет предотвратить разрушение.
  • Неправильное питание. Злоупотребление пищей, содержащей большое количество углеводов, в сочетании с плохой гигиеной ротовой полости является весьма серьезной причиной.

Советуем обратить внимание на то, что причиной развития кариеса может быть и клиновидный дефект зубов.

Какие участки зубов более предрасположены к появлению кариеса?

Само собой разумеется, это места, где остаются остатки пищи и скапливается микробный налет:

• Пришеечные части зубов.
  • Промежутки между зубами. Есть места, с чисткой которых простая зубная щетка справиться не может. В этом случае портал «Стомум» рекомендует воспользоваться зубной нитью.
  • Фиссуры — неровные жевательные поверхности зубов. В них зачастую задерживаются остатки пищи.

Природная защита от кариеса

Организм человека устроен таким образом, что в нем предусмотрена собственная защита от воздействия разного рода бактерий. Не исключением является и ротовая полость.

Так, к факторам защиты на этом участке можно отнести:

• наличие в слюне белка лизоцима, способствующего замедлению размножения бактерии;
  • содержание фтора и кальция в зубной эмали.

При понижении перечисленных показателей увеличивается риск появления кариеса.

Стадии кариеса

Исходя из глубины повреждения зуба, кариес можно разделить на четыре этапа:

• Появление пятна на эмали. Пока это еще не разрушение. Поверхность зуба остается гладкой. Пятно может быть как темным, так и светлым.
  • Поражение верхнего слоя эмали — так называемая поверхностная форма. В этом случае зубные ткани, расположенные под эмалью, еще не затронуты.
  • Поражается дентин, но его слои, касающиеся пульпы зуба, не затронуты. Это средняя форма.
  • Кариес захватывает глубокие зубные слои. Глубокая форма.

Чем грозит кариес

Специалисты информационного портала «Стомум» настоятельно советуют вовремя обращаться к врачу и немедленно устранять проблемы с зубами. Запущенный кариес может привести к пульпиту. Основное отличие между ними заключается в том, что кариес — это заболевание, которое не сопровождается воспалением зубного нерва. Зубные боли, хорошо знакомые многим, вызываются при воспалении пульпы — сосудисто-нервного пучка. Оно возникает в том случае, если процесс разрушения зуба зашел слишком глубоко.

Если же не заняться лечением на стадии пульпита, может развиться периодонтит. В этом случае поражается не только сам зуб, но и участки вокруг него. Десна покрывается свищами, а у корней зубов появляются гранулемы (мешочки, наполненные гноем).

Стоматологи нашего портала настоятельно советуют Вам следить за состоянием своих зубов, а если кариес и появился, то начинать лечение уже на начальной стадии, а не при глубоком поражении зуба.