Кариес зубов: причины появления, развитие и способы лечения заболевания

Кариесом называется разрушающий процесс, протекающий в твердых тканях зубов. В нем обязательно участвуют микроорганизмы. Основным провоцирующим фактором является присутствие пищевых остатков в полости рта — следствие неудовлетворительной гигиены.

Развитие кариозного процесса происходит постепенно. Специалисты выделяют четыре основные стадии.

Каждая является отражением глубины поражения твердой ткани зуба:

• Появление темного или белого пятна. Первоначальное проявление кариеса — меловидное пятнышко, которое со временем может потемнеть. На этом этапе эмаль зуба остается блестящей и гладкой. На ней отсутствуют какие-либо дефекты и разрушения.
  • Поверхностный кариес. На этой стадии заболевания наблюдается разрушение верхнего слоя зубной эмали, не переходящее в эмалево-дентинную плоскость. При поверхностном кариесе дентин не повреждается.
  • Средняя степень поражения. Характеризуется тем, что кариес начинает разрушать верхний дентиновый слой.
  • Глубокое кариозное разрушение. Затрагивает глубокий слой дентина, таким образом, приближаясь вплотную к пульпе зуба.

Основные причины возникновения кариеса

Источником патологического процесса являются микроорганизмы (кариесогенные) и частицы пищи, остающиеся в полости рта. После активного переваривания пищевых элементов, кариесогенные микробы начинают вырабатывать органические кислоты, которые оказывают разрушительное действие на зубную эмаль.

Еще больше материала о причинах возникновения кариеса.

Скорость развития кариеса

Интенсивность патологического процесса зависит от того, насколько благоприятны условия для него. Несоблюдение правил гигиены, большое количество остатков пищи — факторы, способствующие ускоренному размножению кариесогенных микроорганизмов. Соответственно, значительно активизируется процесс образования кислот. А чем больше их объем, тем быстрее (в расширяющихся масштабах) вымывается кальций и разрушается твердая ткань зубов.

О начале процесса утраты эмалью кальция (деминерализации) свидетельствуют матово-белые участки эмали (первая стадия кариеса). Это показатель определенных потерь важнейшего строительного материала зубной поверхности. Но структура эмали еще сохраняется. Как показывает практика, на этом этапе развитие кариеса — обратимый процесс. Целью первоочередных медицинских процедур является насыщение микроэлементами деминерализованных участков. Прежде всего, для восстановления эмали необходим кальций. Мы рекомендуем в таких случаях курсы специальной терапии — реминерализирующей.

Если микробный зубной налет и органические кислоты продолжают воздействовать на уже ослабленную эмаль, ее каркас начинает разрушаться, сначала — на деминерализованных участках. Наблюдается появление дефектов эмали. Сперва они локализуются в рамках эмалевого слоя. Дентин, расположенный под ним, пока еще не подвергается разрушающему воздействию. Так выглядит стадия поверхностного кариеса.

Следующий этап — проникновение за пределы эмалево-дентинной границы. Развивается средний кариес. Дентин не такой плотный и твердый, как эмаль. Он достаточно мягкий. Поэтому после преодоления эмалево-дентинной границы скорость повреждения зуба значительно увеличивается.

Глубокий кариес — следующий закономерный этап запущенности процесса — характеризуется поражением дентина практически на всю глубину. Его тонкая прослойка, которая еще остается здоровой, является единственной преградой перед зубной пульпой (сосудисто-нервным пучком). Информационный портал «Стомум» настоятельно советует хотя бы на этой стадии приступить к лечению. Если время будет упущено, от кариесогенных микроорганизмов начнет страдать пульпа.

Опасный враг — кариес, который вовремя не вылечили

Направление распространения кариозных повреждений — углубление в слои дентина, окружение пульпы (сосудисто-нервного пучка) зуба. Попадание инфекции в пульпу заканчивается воспалением (пульпитом). О нем дает знать острая боль приступообразного характера. Отсутствие лечения при пульпите приводит к некрозу (гибели пульпы).

Новая стадия развития воспаления называется периодонтитом. Инфекция по корневым каналам распространяется за пределы зубов, ее воздействию подвергаются периодонт и костная ткань. Следствием этого процесса является возникновение периодонтального абсцесса (гнойного воспаления, локализующегося в верхушке корня зуба).

Инфицирование околоверхушечной ткани постепенно приводит к ее разрушению. На месте рассосавшейся костной образуется грануляционная (воспалительная) ткань. Возможны и другие последствия — челюстные кисты. Их называют радикулярными. Radix переводится как «корень» (лат). По сути, радикулярная киста является полостью, образовавшейся в верхушке зуба. Она выстлана внутри оболочкой и заполнена гноем. Размер кисты может быть очень большим.

Осложнение, называемое в простонародье флюсом (периостит), тоже является следствием периодонтита и пульпита. Его непременное сопровождение — выраженный отек десны (щеки). В этом случае припухлость и воспаление — последствия проникновения инфекции (локализовавшейся в корневых каналах околоверхушечных тканях зуба) в надкостницу, покрывающую наружную часть челюсти. В замкнутом пространстве между челюстью и надкостницей накапливается гной. Объем его увеличивается, что отражается во внешних проявлениях — отеке мягких тканей и изменении формы лица.

Обязательные лечебные процедуры при этой форме периостита: разрез десны в определенной области и эвакуация гноя, после этого — проведение антибиотикотерапии. Но сначала необходимо принять решение: удалять или сохранять зуб, спровоцировавший воспаление. Если есть возможность его оставить, стоматолог назначает специальное лечение, чтобы зуб не спровоцировал заболевание во второй раз. Соответствующую терапию начинают проводить только после того, как стихнут острые явления.

О самом опасном враге зубов - глубоком кариесе...

Можно ли заразиться кариесом?

Провоцируют начало разрушительного процесса кариесогенные микроорганизмы: определенные представители стрептококков, лактобактерий, актиномицетов. Практически для всего взрослого населения — это обычная микрофлора ротовой полости. Поэтому не стоит усматривать в поцелуях риск заражения кариесом.

Кардинально отличается ситуация с маленькими детьми. В младенческом возрасте кариес является инфекционным заболеванием. Инфицирование происходит во время ухода за малышом. Кариесогенные микроорганизмы могут попасть в рот младенца разным образом. Например, у некоторых мам или других ухаживающих лиц есть привычка облизывать соску или детскую ложку. Чем раньше инфекция попадает в ротовую полость ребенка, тем интенсивнее прогрессирует кариес.

У детей (как и у взрослых) наблюдается бурное развитие кариесогенной микрофлоры. С этим процессом тесно связана деминерализация (утрата кальция) эмали. Если при этом наблюдается нарушение правил кормления (подслащенное питье ночью и т. п.) и неудовлетворительная гигиена рта малыша, заболевание прогрессирует особенно быстро.

Специально от специалистов нашего независимого портала о методах лечения кариеса в домашних условиях.