Кариес в стадии пятна

Пятна на поверхности эмали — это один из показателей того, что у пациента начинается кариес. Вот только цвет пятна может быть разный — белый, бурый, темный, меловидный, что говорит о разной степени повреждения.

Белые пятна

Появление белых пятен — это только начинающийся кариес. По цвету пятен его часто именуют белым кариесом. Единственным проявлением заболевания на этой стадии является появление пятен белого цвета. Состояние эмали при этом не изменяется. Сохраняется ее глянец и гладкость. Цвет пятна может изменяться от матового оттенка до белоснежного.

В чем причина образования пятен?

Специалисты уверены, что плохой уход за ротовой полостью является самой веской причиной появления пятен. Образующийся мягкий бактериальный налет и постоянные остатки пищи в зубах способствует выделению кислот, способных растворять эмаль, ослабляя ее и вымывая из нее кальций.

Как результат, зубная эмаль теряет свою прочность, ее структура становится пористой и подверженной разрушению. Потеря минералов — деминерализация — процесс, при котором из эмали вымывается кальций. Участки деминерализации — это и есть те самые белые пятна, которые появляются на эмали.

Белые кариесные пятна на зубах могут возникать практически в любых местах, но наиболее часто на них обращают внимание, когда они расположены на передних зубах, в их пришеечной части. Пациент даже сам может увидеть пятна, достаточно рассмотреть зубы в зеркало. Когда зубная эмаль подсыхает, белые пятна становятся заметнее.

Темные пятна

Через некоторое время белые пятна начинают темнеть. Процесс пигментации может доходить от бурого и практически черного цветов. Изменение оттенка связано с тем, что разрушение становится больше, что облегчает бактериям доступ к зубным тканям. Поверхность эмали даже после изменения цвета еще остается гладкой.

«Стомум» советует начинать процесс лечения уже на стадии появления белых пятен. Правильно проведенный курс терапии вернет здоровье зубам, и пятна исчезнут. Вот только неосведомленные пациенты запускают процесс, доводя не просто до появления темных пятен, а уже даже до кариозного разрушения.

Этапом, который следует за процессом пигментации, будет появление кратера — кариозного дефекта, так называемая поверхностная форма кариеса.

Как лечить кариес в стадии пятна?

На начальной стадии кариеса можно обойтись без бормашины, так как с подобной проблемой справятся консервативные методы. В том случае, если причиной образования кариесных пятен стала потеря кальция, комплекс восстановительной терапии, называемый реминерализацией, позволит восстановить эмаль, насытив ее необходимыми минералами. А профилактические меры позволят укрепить зубы.

В настоящее время существует множество различных препаратов, используемых для этих целей. По сравнению с прошлым веком, когда самым популярным был глюконат кальция, фармацевты ушли далеко вперед. Было доказано, что в зубную эмаль могут проникать лишь ионы, а нерастворимая соль, которой является глюконат кальция, просто не может распадаться на ионы.

Советуем Вам прочитать о профилактике поверхностного кариеса, в том числе кариеса в стадии пятна.

Преимущества современных препаратов очевидны, так как:

• Кальций и фтор, содержащиеся в них, находятся в виде ионов или же в виде соединений, активно распадающихся при попадании во влажную среду.
  • Высокое содержание фтора и кальция. Количество минералов в подобных средствах выше, чем в лучших препаратах для гигиенического ухода за зубами. Это способствует быстрому восстановлению эмали.

«Стомум» рекомендует один из лучших немецких препаратов для восстановления минерального состава зубной эмали — «Эмаль — герметизирующий ликвид Tiefenfluorid».

Лечение белого кариеса — поэтапный процесс

• Удаление мягкого бактериального налета и твердых отложений. Полировка зубов.
  • Реминерализация — курс терапии, позволяющей насытить эмаль зубов необходимыми минералами. В процессе лечения пораженные участки обрабатываются препаратом, содержащим кальций и фтор. Для этой цели «Стомум» рекомендует «Эмаль — герметизирующий ликвид Tiefenfluorid», двухкомпонентный препарат, состоящий из высокоактивного фтора и гидроокиси кальция. Проводится 10 процедур, в ходе которых выполняется поочередное нанесение компонентов.
  • Консультирование по правилам ухода за ротовой полостью. После лечения для закрепления результатов крайне важно обеспечить правильный уход за полостью рта. В противном случае можно опять запустить зубы, и кариес начнет развиваться вновь.
  • Регулярное посещение стоматологического кабинета. Пройдя курс лечения, пациент должен посетить стоматолога по истечении 2-3 месяцев. Проведя осмотр, врач даст оценку состоянию зубов.

Как лечить кариес на стадии темного пятна

Потемнение кариесного пятна объясняется тем, что бактерии попадают в ослабленную эмаль и начинают свою разрушительную деятельность внутри нее. На этом этапе обработать пораженный участок без процесса сверления не получится. Лечение начинается с обработки озоном и только затем выполняется реминерализация.

Обработка озоном осуществляется специальными аппаратами. «Стомум» советует аппарат KaVo Heal Ozone, так как уже в течение первых пяти минут процедуры уничтожается почти 100 % бактерий. Курс восстановительной терапии проводится сразу после этого этапа.

Профилактика кариеса в стадии пятна

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что лучшей профилактикой кариеса являются:

• Хороший уход за ротовой полостью. Сюда входит регулярная чистка зубов. Причем нужно чистить зубы не только утром и вечером, а после каждого приема пищи. В том случае, если использование зубной щетки и пасты оказывается невозможным, нужно воспользоваться зубной нитью.
  • Отказ от еды на бегу. Одной из основных причин развития кариеса является неправильно организованный режим питания. Постоянные перекусы и конфетки на ходу без последующей чистки зубов создают все условия для активной жизнедеятельности микроорганизмов.
  • Удаление твердых отложений и фторирование зубов.

В целях предотвращения развития кариеса следует обращаться к врачу при первых признаках появления налета. Последующая обработка специальными препаратами с содержанием фтора укрепит поверхность эмали и сделает ее невосприимчивой к воздействию кариесогенных бактерий.

И еще раз о том, какие меры предпринять, чтобы не допустить развитие кариеса.