Диагностика, лечение и профилактика кариеса между зубами

Наиболее распространенными местами локализации такого заболевания, как кариес, являются промежутки между зубами. Это связано с тем, что в межзубных пространствах скапливаются остатки пищи, которые сложно удалить полностью в процессе обычной чистки зубной щеткой.

А теперь немного о том, как же все-таки появляется кариес.

Причины возникновения кариеса между зубами

Возникновение этого заболевания провоцируют кариесогенные микроорганизмы, благодатной почвой для которых являются остатки пищи в полости рта. В таких условиях микробы активно выделяют органические кислоты, разрушающие зубы. То есть основные причины кариеса — неправильный или нерегулярный уход за полостью рта, а также зубной камень и мягкий зубной налет.

Симптомы и диагностика кариеса между зубами

Диагностировать межзубной кариес в силу того, что на начальном этапе его признаки визуально еле заметны, может быть достаточно сложно.

Стоматологи для определения наличия заболевания применяют следующие методы:

• Визуальный осмотр. Его проводят с помощью специального зонда и стоматологического зеркала. Однако при очень плотных межзубных контактах, скученности зубов или на начальной стадии появления кариеса такой метод не всегда эффективен.

• Рентгенодиагностика. Этот метод диагностики более надежен, так как эмаль и дентин на снимке имеют светлую окраску, а поврежденные участки отображаются в виде темных пятен. Эти затемнения и являются межзубным кариесом.
  • Диагностика аппаратом Диагнодент. Устройство излучает световые волны и моментально улавливает отраженный свет. Если в полости рта есть кариозные изменения (участки зуба с низкой минерализацией), прибор сразу же подает сигнал тревоги.

Наличие кариеса между зубами можно определить самостоятельно по трем следующим признакам:

1. При осмотре в условиях хорошего освещения можно заметить изменения в боковых участках коронки зубов (цвет и прозрачность). Кроме того, если на здоровой эмали видны незначительные затемнения — это уже является признаком кариеса.
  2. Кариес часто сопровождается неприятными ощущениями от термических (горячая или холодная вода) и химических раздражителей (сладкая или кислая пища). Однако эти ощущения прекращаются сразу после окончания действия раздражителей. Если вы начали замечать нечто подобное, но при этом не видите никаких визуальных изменений, портал «Стомум» рекомендует обратиться за консультацией к специалисту, чтобы исключить или подтвердить наличие кариеса между зубами.
  3. Неприятный вкус и запах, источником которого является конкретный межзубной промежуток. Кариозный дефект — прекрасное место для развития кариесогенных микроорганизмов и скопления пищевых остатков. Неприятный запах является следствием жизнедеятельности микробов и гниения пищи.

Стоматологи нашего портала советуют Вам познакомиться с публикацией о стадиях и прогрессировании кариеса.

Лечение кариеса между зубами

Основная сложность лечения межзубного кариеса, если жевательная поверхность не поражена заболеванием, заключается в том, что для устранения кариозного дефекта приходится высверливать и здоровые ткани зуба. В противном случае стоматолог не сможет полностью устранить проблему. То есть процесс лечения, помимо пораженных тканей и пломбирования освободившейся полости, подразумевает проведение двух дополнительных медицинских манипуляций, а именно:

1. Восстановление жевательной поверхности зуба, что включает в себя воссоздание всех фиссур, бугров и естественных контактов с зубами-антагонистами.
  2. Воссоздание в межзубном промежутке плотного контакта. Это необходимая процедура, так как в противном случае расстояние между зубами будет заполняться остатками пищи, что приведет к рецидиву заболевания уже рядом с пломбой. Для восстановления плотного межзубного контакта и боковых стенок зуба используют клинья и матрицы.

Нужно отметить, что лечение межзубного кариеса — сложная процедура, требующая от стоматолога высокой квалификации и большого опыта.

Профилактика межзубного кариеса

Избежать появления этого неприятного заболевания довольно просто.

Для этого информационный портал «Стомум» советует соблюдать три условия, а именно:

• Полноценные и регулярные гигиенические мероприятия. После каждого приема пищи необходимо чистить зубы зубной щеткой и использовать специальную зубную нить для удаления пищевых остатков из межзубных промежутков. Если возможность нормально почистить зубы отсутствует — воспользуйтесь зубной нитью, а затем — жевательной резинкой.

• Избегайте перекусов. Одной из основных причин возникновения кариеса является потребление чипсов, конфет, мучного и сладкого без последующей за этим чистки зубов.
  • Регулярное снятие зубного камня и налета у стоматолога.

Один—два раза в год необходимо проходить профессиональную чистку зубов в кабинете стоматолога, а также обрабатывать поверхность зубов средствами, содержащими фтор и кальций.

И еще немного о профилактике кариеса.