Диагностика и лечение глубокого кариеса

Патологический процесс, начинающийся из-за присутствия в полости рта микроорганизмов и вызывающий разрушение твердых тканей зуба, называется глубоким кариесом. Его особенностью является то, что между пульпой зуба и дном кариозной плоскости сохраняется небольшая прослойка еще не затронутого болезнью дентина.

Портал «Стомум» рекомендует при обнаружении признаков глубокого кариеса незамедлительно обращаться к стоматологу. Если этого не сделать, то возможно развитие пульпита (воспаления пульпы зуба), а в дальнейшем и периодонтита. Периодонтальный абсцесс приводит к появлению у верхней части зуба мешочка с гноем.

Как диагностируют глубокий кариес

Для выявления симптомов глубокого кариеса проводится инструментальный осмотр поврежденного зуба. При подозрении на возникновение кариеса под пломбой стоматолог дополнительно назначает рентгенографию.

Симптомом глубокого кариеса является болевая реакция при механическом, температурном и химическом раздражении. Обычно устранение раздражителя приводит и к исчезновению боли. Также выявлено, что продолжительная боль в течение 5-10 минут после устранения раздражителя является признаком развивающегося пульпита.

При внешнем осмотре зуба заметна глубокая полость, пораженная кариесом, с присутствием размягченных тканей и частиц пищи. На рентгенограмме зуба видно затемнение под пломбой. Оно указывает на то, что кариесом затронуты твердые ткани. Зная, что кариозные ткани отделяются от пульпы малым количеством здорового дентина, можно поставить диагноз: глубокий кариес.

Лечение глубокого кариеса

«Стомум» рекомендует производить лечение глубокого кариеса в два посещения, так как за один раз все проблемы устранить сложно, да и оставшаяся между кариозной полостью и пульпой узкая здоровая дентиновая прослойка может быть поражена кариозными бактериями на определенную глубину. Даже при сохранении этой прослойки невозможно точно определить, инфицирована ли пульпа зуба.

При первом посещении опытный специалист уберет все пораженные ткани из кариозной полости и закроет зуб временной пломбой, предварительно положив лекарственные вещества. Это делается для того, чтобы выдержать герметизм зуба. Если в течение некоторого времени болевые ощущения больше не появились, то при повторном посещении временная пломба удаляется и вместо нее ставится постоянная.

Как лечат глубокий кариес: схема

1. Проведение анестезии.
  2. Удаление поврежденных тканей зуба.
  3. Наложение лечебной прокладки. Лечебная прокладка наносится на дно кариозной плоскости, она необходима для предотвращения развития пульпита, так как при глубоком кариесе возможно попадание вредоносных микроорганизмов в пульпу через узкую здоровую дентиновую прослойку. Прокладка изготавливается из концентрированных препаратов с содержанием кальция и имеет выраженное бактериальное действие.
  4. Установление изолирующей прокладки. Она прочно удерживает лечебную прокладку на дне полости зуба и надежно изолирует от светоотверждаемого пломбировочного материала.
  5. Постановка временной или постоянной пломбы. Делать ли постановку пломбы в одно или два посещения — решает врач, но иногда стоматологи из-за экономии времени принимают неверное решение и сразу ставят постоянную пломбу. Портал «Стомум» настоятельно рекомендуют пожертвовать временем, чтобы лечить глубокий кариес в два посещения с обязательной установкой временной пломбы.

Более подробно об этапах лечения кариеса зубов.

Существуют следующие факторы, которые должны учитываться при принятии решения:

• вскрыта ли при механическом воздействии пульповая камера;
  • какова толщина прослойки здорового дентина, который отделяет пульповую камеру от затронутых кариесом тканей;
  • степень болевых симптомов у пациента.

Если все-таки решено лечить зуб, пораженный глубоким кариесом, в одно посещение, то постоянная пломба накладывается сразу поверх изолирующей прокладки. В случае когда врач считает необходимым повторное посещение, то во время первого приема на изолирующую прокладку сначала накладывается временная пломба, которая должна продержаться у пациента в течение 3-4 дней для выявления болевых симптомов. Если симптомов нет, в следующее посещение происходит замена временной пломбы постоянной.

Какие осложнения бывают при лечении глубокого кариеса

Появление нарастающей боли в последующие после начала лечения дни является признаком того, что инфицирована пульпа зуба и развился пульпит. Необходимо срочное лечение, а именно — удаление инфицированной пульпы и тщательное пломбирование зубных каналов. Зная то, что развитие пульпита началось недавно, имеет смысл начать с удаления коронковой пульпы, не затрагивая при этом ее корневую часть.

А каковы же первые симптомы кариеса?..

Препараты, используемые при лечении глубокого кариеса

Это в основном препараты, сделанные на основе гидроксида (гидроокиси) кальция. Они могут быть изготовлены в виде пасты, лака, светоотверждаемого материала или суспензии. Они наносятся на самое дно кариозной полости. Сквозь тонкий слой дентина, которым отделена пульпа зуба от кариозной полости, препараты проникают в пульпу зуба.

В случае если прослойка дентина отсутствует, что бывает при глубоком кариесе, препарат наносят непосредственно на участок вскрытой пульповой камеры, то есть полости в зубе, в которой расположена пульпа. Вскрыта пульповая камера или нет, врач определяет визуально.

Гидроксид кальция имеет длительное противовоспалительное и антимикробное действие, стимулирует образование заместительного дентина, а также предотвращает попадание патогенных микробов в пульпу зуба. Образование заместительного дентина происходит со стороны пульповой камеры, которая начинает постепенно уменьшаться в своих размерах, а прослойка дентина все больше увеличивается.

Лечебные прокладки, наносимые при глубоком кариесе, — это Calcipulpe (производитель Septodont), Calcimol (производитель Voco), Кальмецин, Dycal (производитель Dentsply), Life (производитель Kerr), Reocap (производитель Vivadent).