Рекомендации врача: что делать после удаления зуба

Чтобы избежать таких типичных осложнений после удаления зуба, как отек, нагноение, гематома, воспаление лунки зуба или кровотечение, необходимо придерживаться рекомендаций специалистов.

Первые меры после удаления зуба

Если в лунке остался ватный тампон, который кладут на травмированное место для остановки кровотечения, его следует аккуратно извлечь, так как натуральный материал, пропитанный кровью, может стать хорошим рассадником для инфекции. И чем дольше он будет находиться в лунке — тем выше вероятность развития воспалительного процесса. Однако извлекать тампон нужно очень осторожно, так как вместе с ватой можно удалить кровяной сгусток и тем самым травмировать заживающую рану.

В качестве профилактической меры, которая позволит избежать возникновения отека мягких тканей лица, особенно если операция была сложной, специалисты настоятельно советуют в первые часы после удаления зуба прикладывать холод к щеке. Для этих целей можно использовать лед или замороженное мясо, завернутое в полотенце. Категорически не рекомендуется греть проекцию удаленного зуба, так как это может привести к нагноению.

После удаления зуба нельзя:

• принимать пищу в течение 2-3 часов (можно пить прохладные напитки);
  • проявлять физическую активность, поднимать тяжести и т. д., иначе может открыться кровотечение;
  • купаться в горячей ванной (теплый душ разрешен);
  • совершать активные мимические движения или широко раскрывать рот, так как могут разойтись швы, если они были наложены;
  • нельзя трогать рану языком или инородными предметами;
  • не рекомендуется в первые два дня интенсивно полоскать рот, иначе может выпасть кровяной сгусток, что приведет к воспалению лунки и кровотечению;
  • в первые 24 часа противопоказан алкоголь, также врачи не советуют курить в течение трех часов после операции. Если специалист назначил прием антибиотиков, алкоголь нельзя употреблять до окончания курса.

Антисептические полоскания и ванночки

Полоскать рот сразу после удаления зуба нельзя, но можно делать антисептические ванночки. Их отличие от полоскания заключается в том, что пациент, набирая в рот антисептический раствор, не совершает интенсивных движений языком, а просто задерживает жидкость на некоторое время (около одной минуты) в области лунки зуба, после чего выплевывает. В качестве антисептика обычно используется раствор «Хлоргексидина» 0,05 %.

Такие процедуры проводят три раза в день, если:

• зуб был удален на фоне воспалительного процесса;
  • есть риск нагноения (кариозные зубы или зубные отложения, которые могут стать источником патогенной инфекции);
  • для вскрытия абсцесса (флюса) на десне делали надрез.

Обезболивание и прием антибиотиков после удаления зуба

При простой операции, которая проходила не на фоне воспалительного процесса, обезболивание может и не понадобиться. Однако для предупреждения появления неприятных ощущений можно принять легкий препарат (к примеру, «Нурофен») еще до окончания действия анестезии.

При сильных болях, которые, как правило, проявляются после сложных удалений с высверливанием кости вокруг зуба, рекомендуется применять рецептурные обезболивающие препараты, такие как «Кетанов».

Хирург-стоматолог может назначить курс антибиотиков после удаления зуба, если:

• есть вероятность развития осложнений;
  • удаление было сложным;
  • операция проходила на фоне воспаления.

Чаще всего после удаления зуба назначают «Линкомицин» в капсулах (0,25) курсом пять дней по 2 капсулы 3 раза в день. При сильном воспалении этот препарат комбинируют с «Метронидазолом» (0,5), который также пьют пять дней по 1 таблетке три раза в день.

Внутримышечно антибиотики назначают при выраженном гнойном воспалении. В этом случае два раза в день в течение пяти — семи дней делают инъекции двухпроцентным раствором «Линкомицина», иногда уколы сочетают с приемом «Метронидазола» в таблетках.

Пациентам с проблемами кишечника врачи назначают антибиотики в форме шипучих таблеток, например, «Юнидокс солютаб» или «Флемоксин солютаб». Курс и дозировка рассчитываются индивидуально, с учетом возраста и состояния здоровья. Эти препараты не оказывают негативного влияния на микрофлору кишечника, так как быстро всасываются в кровь.

Рекомендации для пациентов с высоким АД и сахарным диабетом

Пациентам с высоким артериальным давлением необходимо поддерживать его на нормальном уровне с помощью обычных препаратов. В противном случае велика вероятность образования гематомы и развития кровотечения. При сахарном диабете существует риск выброса адреналина в кровь из-за стресса, что также может привести к осложнениям.

Снятие швов и лечение после удаления

Швы после удаления зуба снимают не позже, чем на 7-8 день. Но если в качестве шовного материала использовались рассасывающиеся нити (например, кетгут), швы снимать не надо, они исчезают сами в течение десяти суток.

Лечение зубов после удаления желательно начинать минимум на семь день. После сложной операции этот срок может увеличиться, в зависимости от скорости восстановления тканей и общего состояния пациента. Такой длительный перерыв связан с тем, что инфекция из кариозных зубов в процессе лечения может попасть в кровяной сгусток и спровоцировать нагноение.

Чистка зубов после удаления

Зубы нужно чистить регулярно, в привычном режиме. Однако в области удаленного зуба необходимо совершать щеткой более мягкие, щадящие движения. Без гигиенических процедур на зубах образуется мягкий микробный налет, который может вызвать нагноение кровяного сгустка.