Общий наркоз при лечении, протезировании и удалении зубов

Лечение, удаление зубов под общим наркозом — безболезненная для пациента процедура во время сна. Она позволяет вылечить зубы за одно посещение, восстановить старые пломбы и провести гигиенические манипуляции. Сегодня существует много безопасных местных анестетиков, которые легко переносятся, имеют мало противопоказаний.

Между тем некоторые пациенты все равно стремятся решить проблему лечения, удаления, протезирования, обтачивания зубов с помощью общего наркоза. Право выбор метода анестезии остается за пациентом, однако врач обязан проинформировать о преимуществах и возможных последствиях такого лечения.

Кому рекомендовано лечение зубов под общим наркозом?

• Всем, кто испытывает страх при посещении стоматолога. Страх живет у тех, кто столкнулся с советскими методами лечения, когда анестезия применялась крайне редко, приходилось терпеть «вживую» довольно неприятные манипуляции. Также страху подвержен тот, кто никогда еще не лечил зубы. Помочь здесь могут сеансы психотерапии или общий наркоз, который хорош для тех, кто стремится вылечить несколько запущенных зубов, — специалисту в этом случае ничего не мешает.
  • Пациентам с острым рвотным рефлексом. Процедуры в ротовой полости неприятны всем, но есть люди, которые при стоматологическом вмешательстве не контролирую себя — срабатывает рвотный рефлекс. И здесь без общего наркоза трудно обойтись.
  • Аллергикам. Местная анестезия может вызывать аллергию, приступы удушья. Наркоз таких свойств не имеет и успешно используется при необходимости лечения без боли.
  • Очень занятым пациентам. Общий наркоз позволяет решить накопившиеся проблемы с зубами за один визит, получить рекомендации и график, чтобы в дальнейшем не запускать лечение.

Преимущества лечения зубов при общем наркозе

Применяя общий наркоз в стоматологии, анестезиологи знают — его общая длительность не должна превышать полтора часа. В современной анестезии применяют внутривенный и ингаляционный наркоз-маску.

Последний более безопасен, но часто действует не на каждого из пациентов, поэтому чаще используют инъекции анестетиков. Большинство лицензированных стоматологических клиник включают услугу «общий наркоз» для лечения зубов, поскольку она удобна для пациента:

• экономит время на лечение;
  • проходит безболезненно;
  • лечение ведется одним специалистом, который несет всю ответственность за работу;
  • снижает риск воспалений, альвеолитов;
  • повышает качество застывания пломбировочного материала за счет использования препаратов, блокирующих слюноотделение;
  • проходит под контролем анестезиологов.

Узнайте о рекомендациях врача, о том Что делать после удаления зуба

Минусы применения общего наркоза при лечении

Перед применением общего наркоза стоматологи информируют пациентов о возможных осложнениях:

• Есть риск негативного влияния анестезии на организм. В клиниках он минимален благодаря высокой квалификации специалистов и современным препаратам. Общий наркоз не назначат без явной необходимости пациентам пожилого возраста, при отдышке, после перенесенного инфаркта (должно пройти минимум полгода), обострениях бронхиальной астмы и аллергии. Даже здоровые пациенты после выхода из наркоза могут чувствовать скачки давления, головокружение, тошноту и рвоту, нервно-мышечное возбуждение.
  • Низкое качество лечения, возможное в случае некомпетентности специалиста. Как правило, осложненный кариес и пульпит лечатся за несколько посещений, в течение которых стоматолог обрабатывает зуб, следит за характером его изменений, состоянием пациента.

В случае общего наркоза осложненный кариес нужно вылечить за одно посещение. А это — депульпирование зуба, пломбировка корневых каналов, подбор фотополимеров, проверка на прикус. Здесь врачи могут допускать ошибки, проводя некачественную механическую обработку корневых каналов — их недопломбировку, которую обычно контролируют рентгеновские снимки. Кроме того, в искривленном канале может произойти отлом инструмента и даже перфорация корня. Все это чревато осложнениями и последующей утратой зубов.

Поэтому лечить зубы под общим наркозом имеют право самые опытные специалисты, строго рассчитывая время на манипуляции, контролируя каждый шаг, терпеливо и без спешки.

Лечение без общего наркоза с применением препаратов, подавляющих страх

Очевидно, что побывать у стоматолога все равно придется даже тем, кто этого не хочет. Следует особенно поспешить, если остро ощущается проблема с зубами — выпала пломба, чувствуется дырочка или боль. Здесь специалисты советуют успокоиться и убедить себя — чем быстрее вы обратитесь к врачу, тем легче будет лечение. Помогают не только самовнушение, но и лекарственные препараты, снижающие нервозность и возбудимость на приеме:

• Среди успокаивающих препаратов подойдет предварительно пропитый курс афобазола (начинать прием необходимо за неделю до визита к врачу). Он не тормозит нервную систему и рефлексы, поэтому хорош для автомобилистов, студентов и тех, чей труд требует максимум сосредоточенности. Более простым и недорогим вариантом являются экстракты пустырника, валерианы, корвалол, которые также пьются курсом за три дня до визита. Они тормозят нервную систему и совершенно не подходят водителям и работникам умственного труда.
  • Тем, кому нужно снять нервозность, рекомендуется за 30 минут до посещения врача ввести инъекцию димедрола, седуксена или реланиума. Эти препараты выпускаются по рецепту, их сложно самостоятельно купить, поэтому медсестра стоматологии сделает внутримышечную инъекцию из препаратов, имеющихся в резерве клиники.

Протезирование зубов под общим наркозом

Даже сегодня многие пациенты, имеющие показания к имплантации, страшатся всех процедур без общего наркоза. Причина все та же — страх неприятных ощущений и боли. Вместе с тем общий наркоз стоматологи стремятся применять как можно реже, в крайних случаях — при подготовке челюстей к имплантации, самой операции по вживлению искусственных зубов.

В других ситуациях — обтачивании, препарировании, используются местные анестетики нового поколения. Пациент находится в сознании, контактирует с врачом, может рассказать о своих ощущениях, но боли совершенно не чувствует. Это и обеспечивает успех протезирования, плотного прилегания коронок к ткани и высокого срока их службы.

Удаление зубов под общим наркозом

Обязательным условием удаления зубов с применением общей анестезии является присутствие рядом квалифицированного анестезиолога. В большинстве случаев операция проходит легко и быстро. Однако есть случаи, когда доктор проводит не только удаление, но и другие манипуляции, может не успеть за 1,5 часа (максимальное время стоматологического общего наркоза).

Это бывает при удалении зубов мудрости, которые не прорезались или растут криво, удалении зубов верхней челюсти, случайной перфорации гайморовой пазухи.

Для пациента удаление зубов под общим наркозом несет явный психологический плюс — он ничего не ощущает и не знает, что происходит. Доктор при этом способен полностью сосредоточиться на манипуляциях, отсутствует риск случайных травм, когда пациент инстинктивно реагирует на движения врача. Такое бывает при усиленной нагрузке, во время извлечения зуба из лунки.

Общий наркоз позволяет специалисту более качественно выполнить работу, исключить случайные травмы околозубных тканей и десен, тщательно прочистить каналы, выполнить выскабливание или кюретаж. Однако удаление под наркозом может быть более травматичным для тканей — специалист торопится провести манипуляции, не учитывает перегрев кости во время механической обработки, распила зуба бормашиной. Такая ошибка всегда приводит к альвеолиту — воспалению лунки извлеченного зуба.

По этим причинам лучше проводить лечение, протезирование и удаление зубов под местной анестезией, только в крайнем случае прибегать к общему наркозу. Подобного мнения придерживаются и опытные стоматологи, избегая такой вид обезболивания без явных оснований, рекомендуя психологический настрой, прием успокоительных перед процедурами.

В кресле у хорошего врача всегда комфортно без общего наркоза — местная анестезия снимает боль, повышает качество лечения, а опытные руки и ласковое обращение помогают побеждать неприязнь и страх.

Рекомендуем вам узнать и о современных методах местного наркоза - наркоза с применением Ультракаина