Резекция верхушки корня зуба: методика операции и отзывы

При лечении хронической формы периодонтита, в том случае, если у верхней части корня появляется образование в виде кисты, может потребоваться хирургическое вмешательство — резекция верхушки корня зуба.

Образовавшаяся киста — это заполненная гноем полость, изнутри покрытая слоем фиброзной ткани и прикрепленная к корневой верхушке. Специалисты называют такую форму радикулярной кистой или периодонтальным абсцессом.

Техника выполнения резекции корня зуба

На весь процесс требуется от получаса до часа. Сколько конкретно по времени займет эта процедура в том или ином случае, зависит от того, как именно расположен зуб. При лечении передних зубов операция выполняется быстрее, что касается дальних, то тут необходимо больше и времени, и сил.

Операция представляет собой многоэтапный процесс.

Подготовительная стадия

В том случае, если предстоит удаление кисты зуба, корневые каналы обязательно нужно пломбировать. Сделать это надо за один-два дня до проведения операции. После того как будут запломбированы каналы, откладывать операцию больше чем на два дня нельзя, так как кистозное образование может отреагировать на пломбирование, в результате чего начнется воспалительный процесс.

Анестезия

Современные анестетики, применяемые для обезболивания, позволяют пациенту совершенно не чувствовать, как проводится вся операция. Неприятные, даже болезненные ощущения могут возникнуть, лишь когда закончится действие укола.

Обеспечение доступа к верхней части зуба

Для того чтобы открыть костную ткань, сначала надрезают десну, потом при помощи бормашины со специальными борами в том месте, где у корня обнаружена десна, в кости выполняется маленькое отверстие. Процедура безопасная и безболезненная для пациента, так как действует местная анестезия.

Резекция верхушки корня

Проделав отверстие в нужном месте, врач обеспечивает доступ к пораженному корню и опять же, вооружившись бормашиной, отделяет кусочек корня, а затем вытаскивает его вместе с кистой.

Ускорение заживления костной ткани

После проведения операции на месте расположения кисты остается незаполненное пространство. При значительных размерах кистозного образования эту полость рекомендуется заполнить искусственной костной тканью. Это будет способствовать быстрому восстановлению.

Восстановление целостности десны

При помощи шовного материала десна в месте разреза ушивается таким образом, чтобы осталось место для дренажа. Это необходимо для того, чтобы в месте операции не скапливалась сукровица.

Кому может быть необходима резекция зуба

Лечение кистозных образований на зубах может быть хирургическим, когда производится резекция корня зуба, и терапевтическим, иначе говоря, консервативным. В этом случае после того, как проводится обработка корневых каналов, в них закладывают лекарственный препарат, способствующий уничтожению инфекции. В некоторых случаях лекарства помещают непосредственно в кисту и продолжают лечение на протяжении нескольких месяцев. Пациенту приходится регулярно наведываться к врачу для выполнения соответствующих процедур, причем далеко не всегда такое лечение достигает нужного результата.

Как правило, консервативный способ лечения проводится в том случае, если у зуба каналы не пломбированы. Врач обрабатывает кариозные участки, удаляет мягкие ткани зуба, чистит каналы и закладывает в них лекарственный препарат, действие которого убьет инфекцию, ставшую причиной развития кистозного образования.

Ситуации, когда необходимо выполнить резекцию корня зуба

Некачественно запломбированные корневые каналы

Пульпит, подготовка зубов к установке протезов приводят к необходимости удаления пульпы. После этого корневые каналы должны быть запломбированы на всю длину. В том случае, если из-за некачественного пломбирования в корневых каналах остаются пустоты, в них может попасть инфекция и, как следствие, образуются кисты.

Иногда бывает, что недопломбированный участок расположен у самой верхушки корня, а весь остальной канал окажется закрытым. В этом случае лучшим выходом из ситуации станет резекция верхушки корня, ведь ее выполнить проще, чем извлекать из каналов всю пломбу. Особенно это нужно делать, если корневые каналы неровные, потому что существует риск их повредить, что может привести к необходимости удаления зуба.

Показанием к резекции становится и киста, размер которой превосходит 1,0 см. Консервативный метод лечения окажется длительным, причем нет гарантии, что он поможет. К тому же нужно не забывать о том, что внутри кисты находится гной. Если у пациента слабый иммунитет, он замучается с постоянными обострениями, болями и припухлостями. Нужно ли устраивать себе многомесячную экзекуцию, когда за час можно разрешить эту проблему резекцией. При проведении операции удаляется и киста, и верхушка корня вместе с недопломбированным каналом.

Металлический штифт в зубе

Резекция станет выходом и в том случае, если в зубе установлен металлический штифт. Стоматологический цемент, используемый для закрепления штифта в каналах, отличается повышенной прочностью, и попытка вытащить его может стать причиной перелома зуба, а затем и его удаления.

Коронка на зубе

В том случае, если зуб покрыт коронкой, консервативное лечение оказывается невыгодным, так как для того, чтобы его произвести, следует сначала удалить старую коронку, ликвидировать пломбу, затем провести лечение и опять покрыть коронкой, но только уже новой, что само по себе требует расходов. Упростить процедуру может резекция верхушки корня, в ходе которой киста и верхушка будут отсечены бормашиной.

Стоимость резекции верхушки корня зуба

Стоимость проведения операции на одном зубе — 4-6 тыс. рублей.

Вопрос о том, как долго будет служить зуб после проведения операции, волнует многих пациентов. В том случае, если резекция выполнена с соблюдением все требований, она никак не скажется на сроке службы зуба. Важно, чтобы в ходе операции была удалена вся киста, так как даже малейший ее фрагмент сможет стать причиной ее повторного появления. Согласно статистике осложнения после резекции верхушки корня возникают у 1-3 % пациентов.

При строгом соблюдении правил асептики риск возникновения воспалительных осложнений минимален, однако в целях их предотвращения информационный портал «Стомум» настоятельно рекомендует не забывать про прием назначенных врачом антибиотиков.

Интересная статья: Особенности зуба мудрости.