Отечность щеки после удаления зуба — причины, следствие

Хирургические операции в современной стоматологии отличаются широким разнообразием, однако наиболее распространенной остается удаление нежизнеспособного зуба. Но каким бы совершенством и практическими наработками не отличалась данная методика, исход оперативного вмешательства не всегда безупречен.

Удаление зуба — травмирующая процедура, и болезненные ощущения после нее — нормальное явление. Как правило, отекшая и гиперемированная десна быстро приходит в норму, лунка затягивается, но если дискомфорт в полости рта со временем усиливается и опухоль щеки становится заметной визуально, то это повод обратиться к врачу.

Причины воспаления десны после удаления зуба

Если боль в лунке со временем усиливается, она кровоточит, щека со стороны удаления остается опухшей, наблюдается повышение температуры тела и общая интоксикация, то причинами этого могут быть:

• нагноение мягких тканей — происходит в случае инфицирования при несоблюдении врачебных рекомендаций, оставшегося зубного осколка;
    • сухость лунки, вызванная отсутствием кровяного сгустка, защищающего травмированные мягкие ткани от проникновения бактерий;

• парестезия вызывается повреждением нервных окончаний, характеризуется нарушениями подвижности языка и челюсти, сильными болевыми ощущениями;
  • альвеолит возникает на фоне хронических воспалительных процессов полости рта, проявляется болью, сильной гиперемией и отечностью, неприятным запахом.

Показаниями к незамедлительному обращению к стоматологу являются следующие симптомы, возникшие после удаления зуба:

• если спустя сутки после операции отек щеки увеличился в размерах и стал болезненным;
  • если на фоне гипертрофии мягких тканей усиливается боль в десне;
  • если наблюдается повышение температуры и увеличение подчелюстных лимфатических узлов;
  • если из лунки продолжаются кровянистые выделения и ощущается неприятный запах.

Отек щеки как признак альвеолита

Альвеолит является основным пострезекционным осложнением, провоцирующим опухоль мягких тканей лица. Развивается заболевание постепенно, по мере инфицирования травмированных тканей зубной лунки и некроза кровяного сгустка.

Причинами возникновения альвеолита являются:

• инфицирование лунки кариозными бактериями или частицами зубного налета;
  • осколок зуба, оставленный после удаления;
  • кровоточивость тканей лунки, мешающая образованию сгустка;
  • нагноение кровяного сгустка;
  • несоблюдение гигиены полости рта;
  • слабый иммунитет;
  • удаление зуба в период обострения периодонтита.

Самостоятельное лечение альвеолита полосканиями и антибиотиками в большинстве случаев оказывается неэффективным. При первых признаках инфицирования лунки необходимо обратиться к специалисту, который проведет инструментальную дезинфекцию лунки и обработает ее антисептиком.

Еще одним поводом для обращения к врачу в случае отека щеки может служить гематома, которая образуется на третьи-четвертые сутки после удаления зуба и выражается болевыми ощущениями при прикосновении, покраснением ткани, тактильной гиперемией. Эти признаки свидетельствуют о нагноении в надкостнице, требующем незамедлительного врачебного участия.

В каких случаях отек щеки является неизбежным осложнением

При хирургическом вмешательстве в стоматологии существуют ситуации, когда отечность мягких тканей вызвана естественными причинами и не идентифицируется с патологическими процессами:

• Сложная стоматологическая операция, связанная с тотальным иссечением десневой и надкостной ткани. Такое хирургическое вмешательство подразумевает интенсивное травмирование слизистой, кости, нарушается их целостность, и прилегающие ткани могут быть слегка отечными в течение нескольких суток после процедуры.
    • Удаление зуба мудрости приводит к припухлости и болям в гортани, поскольку этот зуб считается наиболее сложным для стоматологических манипуляций.
    • Удаление зуба на фоне острого периода хронических воспалительных процессов. Как правило, в таких случаях гнойные массы непременно попадают в лунку, вызывая местное инфицирование. В этом случае врач проводит антисептическое и антибактериальное лечение, но опухоль щеки может сохраняться несколько дней.

• Резекция десны в случае нагноения необходима для ликвидации гноя из мягких тканей и может сопровождаться отечностью травмированного участка.
  • Опухоль щеки после удаления зуба может возникнуть у людей с определенными заболеваниями — гипертонией, сахарным диабетом, снижением иммунитета. В этом случае ткани просто долго регенерируются, и процесс заживления проходит несколько медленней.

Когда отек щеки неопасен

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что отечность мягких тканей лица — неизбежный фактор, сопровождающий удаление зуба.

Поэтому не стоит паниковать, заниматься самолечением или бежать к врачу, если:

• опухоль щеки еле заметна и не вызывает неприятных ощущений;
  • температура тела остается нормальной;
  • нет нарастающих болевых симптомов и гиперемии щеки;
  • нет нагноения в лунке, неприятного привкуса и запаха.

Как правило, все неприятные симптомы, в том числе и опухоль щеки, связанные с травмированием тканей полости рта, исчезают на вторые-третьи сутки после операции. В противном случае необходимо обратиться за квалифицированной помощью к стоматологу.