Ультразвуковая зубная щетка

Ультразвуковые щетки, так же как звуковые и щетки механического типа с вращающейся головкой, относятся к классу электрических зубных щеток. Все изделия этого вида работают от сети через адаптер или от перезаряжающихся от сети и обычных пальчиковых батареек. Но, несмотря на определенное сходство, все эти щетки очищают зубы по разному принципу.

Устройство ультразвуковой зубной щетки

Внутри ультразвуковой щетки расположена пьезокерамическая пластинка (под щетинками ее головки) и мотор. Пластинка испускает колебательную ультразвуковую волну частотой от 1,6 до 1,7 МГц, за счет которой щетинки совершают колебательные движения (приблизительно 100000000 движений в минуту).

Колебательная ультразвуковая волна такой частоты распространяется на глубину до 4 мм от места непосредственного соприкосновения щетинок, расположенных на головке с зубами и деснами. А это значит, что ультразвук способен оказывать терапевтическое действие даже на труднодоступные участки: зубо-десневую борозду, межзубные промежутки и неглубокие пародонтальные каналы.

Очищение зубов ультразвуковой щеткой

Помимо механического удаления зубного налета, которое происходит за счет колебательных движений щетинок, ультразвуковые колебания, испускаемые головкой щетки, действуют разрушительно на прикрепление микробного слоя к поверхности зубов, тем самым обеспечивая их эффективное очищение. Также ультразвуковые щетки отлично справляются с удалением пигментного и мягкого микробного налета. Твердые зубные отложения щетка удаляет с трудом, поэтому с такими проблемами лучше обращаться к стоматологу.

В процессе чистки зубов ультразвуковой щеткой во рту ощущается приятное тепло: ткани ротовой полости немного нагреваются (по утверждению специалистов — на 1 градус), что способствует ускоренному высвобождению кальция и ионов фтора из зубной пасты, а это оказывает благоприятное влияние на укрепление зубной эмали. Нужно отметить, что также во время чистки улучшается кровоснабжение в деснах, что является весьма полезным, как утверждают специалисты.

Стоимость ультразвуковой щетки

• Ультразвуковая зубная щетка Donfeel стоит 3000 рублей.
  • Стоимость ультразвуковой щетки Ultrasonex составляет порядка 2000 рублей.
  • Ультразвуковая зубная щетка Megasonex стоит порядка 5000 рублей.

Противопоказания к использованию ультразвуковой зубной щетки

Информационный портал «Стомум» сообщает, что у ультразвуковых зубных щеток есть не только преимущества, но и недостатки. Эти незначительные минусы несущественны для людей со здоровыми зубами и деснами, хорошей эмалью и отсутствием на зубах мостовидных протезов и коронок.

У остальных постоянное использование таких щеток может вызвать следующие последствия:

• Уменьшение срока службы коронок, пломб и виниров. Ультразвуковая колебательная волна такой частоты глубоко проникает в ткани (десен, зубов, пломб, коронок) и создает там микровибрации, тем самым нарушая их целостность. В твердых неоднородных средах (материалах) колебательные волны распространяются не одинаково из-за того, что разные материалы в зависимости от физических свойств, строения и структуры имеют различные показатели волнового сопротивления. Поэтому портал «Стомум не рекомендует использовать ультразвуковые щетки людям, во рту которых имеются пломбы, штифты, коронки и т. д. В однородных тканях колебательные волны распространяются равномерно, не вызывая никаких проблем. Как воздействует ультразвук на зубы с пломбами. По физическим свойствам материалы, которые используются при изготовлении коронок или пломб, отличаются от тканей зуба. При прохождении колебательной ультразвуковой волны искусственные материалы испытывают вибрации, отличные от вибраций друг друга и тканей сохранившегося зуба. Разность микровибраций вызывает конфликт на границе твердых материалов (граница между зубом и пломбой, зубом и коронкой, зубом и металлическим штифтом), что приводит к постепенному разрушению компонента, который связывает друг с другом эти материалы (цемент, адгезив). Нужно ли снимать ультразвуком зубные отложения? Ультразвуковая чистка зубов в стоматологическом кабинете не принесет никакого вреда, так как эти процедуры, в отличие от регулярного использования ультразвуковой щетки, проводятся 1-2 раза в год. Профессиональная чистка препятствует разрушению зубов и предотвращает заболевание десен.

• Разрушение деминерализованных участков зубной эмали. Меловидные белесоватые пятна на эмали — очаги низкой минерализации кальцием, которые являются начальной стадией кариеса. Эмаль в этом случае становится пористой и очень хрупкой, но без видимых следов разрушения. Постоянное воздействие на такие места ультразвуком приводит к постепенному разрушению деминерализованных участков и, как следствие, к необходимости пломбирования зуба. Применение ультразвуковой чистки абсолютно безопасно только в тех случаях, когда зубы полностью здоровы.
  • Обострение пародонтита и гингивита (воспалительных заболеваний десен). Чистка зубов ультразвуком в период острых стадий этих заболеваний (отеки, припухлости, кровоточивость, боли, гноетечение) противопоказано. Дело в том, что ультразвуковые колебания в таких случаях приводят к распространению инфекции. При наличии хронического пародонтита и гингивита со слабо выраженной симптоматикой использовать ультразвуковую щетку можно, но с осторожностью.
  • Использование ультразвука при хроническом гингивите. Появление этого заболевания провоцирует твердый зубной камень и мягкий зубной налет. Нужно напомнить, что ультразвук плохо справляется с твердым налетом. Под воздействием ультразвука в деснах усиливается кровообращение, но микробная флора в виде зубных отложений сохраняется. Это вызывает распространение инфекции в деснах и усиление кровоточивости, отеков и другой симптоматики. Поэтому перед применением ультразвуковой зубной щетки необходимо посетить стоматолога и очистить зубы от любых отложений, а также удалить патогенную микробную флору. После проведения этих процедур чистка ультразвуком будет приносить положительный эффект.
  • Использование ультразвука при хроническом пародонтите. При этом заболевании использование ультразвуковой щетки категорически противопоказано. Дело в том, что в этом случае в деснах образуются пародонтальные карманы, происходит активное разрушение костной ткани и ее замещение грануляциями. В области пародонтальных карманов твердая ткань замещается мягкой грануляционной тканью, которую необходимо убирать с помощью лоскутных операций, которые являются основным методом борьбы с пародонтитом. В грануляционных тканях в больших количествах содержаться патогенные микробы и остеокласты — клетки, активно рассасывающие костную ткань. Под действием ультразвука активность остеокластов возрастает, а это ведет к ускорению процессов разрушения костной ткани и скорой потере зубов.
  • Не рекомендуется беременным женщинам. В первом триместре беременности лечить зубы не рекомендуется, так как это может вызвать спонтанный аборт. Исследований о влиянии постоянного применения ультразвуковой щетки на состояние здоровья женщин в положении пока не проводилось, но стоматологи не советуют их использовать во время беременности.
  • Не рекомендуется при наличии новообразований. Категорически противопоказано применение ультразвуковой щетки при наличии в полости рта заболеваний слизистой, связанных с нарушением процесса ороговения клеток, а также доброкачественных и злокачественных новообразований.

Когда ультразвуковая зубная щетка приносит только пользу:

• при отсутствии виниров, коронок, пломб и т. д.
  • при отсутствии зубных отложений, в первую очередь поддесневых;
  • когда все зубы здоровы, нет пародонтита или гингивита;
  • при пародонтозе. Это заболевание принципиально отличается от пародонтита и гингивита. При пародонтозе рассасывание кости связано с процессами дистрофии в деснах, а не с воспалениями. То есть улучшение циркуляции крови в деснах может принести пользу.

Какой должна быть хорошая зубная щетка

Чтобы от применения зубной щетки была исключительно польза, выбирать ее нужно с учетом индивидуальных особенностей ротовой полости, состояния зубов и десен. Но, как показывает практика, альтернативы обычной механической щетке со щетиной средней жесткости пока нет.