Неприятный запах изо рта: главные причины и их преодоление

Неприятный запах изо рта — частая причина визитов в стоматологическую клинику. Он является существенным препятствием в работе, личной жизни, общении. Обладателей дурного запаха постоянно мучает вопрос: почему пахнет изо рта и как вернуть здоровое дыхание. На помощь придет современная медицина, определяющая подобное состояние как halitoz (галитоз). Выяснив причину, доктора помогут ее быстро устранить, восстанавливая уверенность и повышая качество жизни.

В основном плохой запах изо рта — следствие хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, не вылеченного вовремя тонзиллита, заболеваний десен и зубов. У малышей он имеет ту же причину: зубной налет с большим числом анаэробных бактерий часто вызывает запах. В его устранении важна регулярная чистка зубов, культура правильной гигиены.

Можно ли самостоятельно определить, есть ли запах изо рта

В некоторых ситуациях неприятный запах изо рта может возникнуть у каждого. О его наличии может свидетельствовать реакция окружающих. Если есть сомнения, можно откровенно спросить о наличии запаха у лиц, которым можно доверять. Самостоятельно ощутить его можно по запаху слюны (передней части языка) или соскоба ложкой с дальней части языка (задней части), запах которого соответствует аромату дыхания.

Нехороший запах изо рта — свидетельство того, что:

• ведется плохая чистка зубов, не соблюдается гигиена;
  • накапливается большое число анаэробных бактерий на языках, деснах, межзубных промежутках;
  • в пищу употреблялись лук, чеснок, другие виновники стойкого «аромата». Как правило, через день от него не остается и намеков;
  • перед вами — курильщик; дыхание курящих не отличается свежестью, пары смол вызывают стойкий налет и запах, избавиться от которого поможет профессиональная чистка и отказ от дурной привычки;
  • имеются болезни десен, некоторая сухость во рту;
  • присутствует кариес, абсцесс зуба, заболевания внутренних органов. Причиной плохого запаха могут стать съемные протезы, уход за которыми неаккуратен.

Почему может возникнуть неприятный запах изо рта

Главная причина плохого запаха изо рта — бактерии, выделяемые дурно пахнущие вещества после употребления в пищу белков. Морепродукты, сыр, мясо и другие белковые продукты, компоненты слюны при ненадлежащем уходе вызывают появление налета, запаха. Накапливаясь на внутренней части языка, в пародонтальных карманах, под линией десен, между зубов и в других труднодоступных местах, зубной налет в дальнейшем становится главной причиной возникновения кариеса. Именно поэтому так важна гигиена зубов после каждого приема пищи.

Главными стоматологическими причинами появления дурного запаха изо рта являются:

• Ненадлежащая гигиена ротовой полости. Одна из главных причин дурного запаха. Избежать его поможет применение зубной нити, чистка зубов после каждого перекуса, использование освежающих эликсиров полости рта. Всегда, даже на работе, в общественном месте, можно найти несколько минут для приведения полости рта в порядок, обеспечения свежести дыхания. Это позволит избежать бактериального налета, вызывающего воспаление десен и кариес, а окружающим будет приятно общаться с ухоженным человеком, дыхание которого свежо и приятно.

• Кариес зубов, гниение зубов под коронками. Неприятный запах изо рта при кариесе — следствие развития патогенной микрофлоры. Избежать распространения заболевания, его осложнений, убрать гнилостный запах поможет своевременное лечение у стоматолога. Обладатели коронок тоже могут жаловаться на неприятный запах, идущий от определенного зуба, защищенного коронкой. В этом случае специалист снимает коронку, восстанавливает зуб пломбой и возвращает коронку на место. Очень редко бывает, что зуб не подлежит восстановлению, поскольку процесс его разрушения очень глубок. Его удаляют.
  • Твердые зубные отложения в районе десен. Твердый зубной налет — следствие минерализации мягкого налета. Он содержит колонии бактерий, вызывающих неприятный привкус и дурное дыхание. Нередко сам человек вследствие привычки может не подозревать об этом, не принимать мер по разрешению ситуации. Помочь в этом случае может только стоматолог, который аккуратно снимет твердые отложения, обработает десны антисептиком, даст рекомендации по избеганию повторения ситуации. Полировка особыми пастами, проведенная в кабинете врача после снятия налета, позволит сделать зубки гладкими, что препятствует прикреплению бактерий и образованию повторного налета.
  • Плохое состояние десен, пародонтит, гингивит. Воспаление десен — следствие плохой гигиены, образования налета, зубных камней. В этом случае число патогенных микроорганизмов неуклонно растет, продукты их жизнедеятельности становятся причиной плохого запаха изо рта. Наличие труднодоступных для очистки зубо-десневых карманов делает запах изо рта постоянным спутником больного. Убрать его может специалист, устранив причину воспаления (мягкий и твердый бактериальный налет) методом ультразвуковой чистки. После снятия отложений, полировки зубов пастами, назначается десятидневный курс антисептической терапии, проходить который можно самостоятельно.
  • Дисбактериоз ротовой полости. Частое использование зубных паст и эликсиров, в составе которых есть триклозан, хлоргексидин и другие антисептики, которые нужно применять с разрешения врача, ведет к нарушению хорошей микрофлоры ротовой полости. После отказа от применения таких препаратов возникнет неприятный запах изо рта. Важно не нарушать рекомендаций при пользовании такими пастами. Время их непрерывного применения не должно быть больше трех недель.
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта. Любое обострение гастрита, язвы органов пищеварения нередко ведут к появлению гнилостного запаха. Он не заметен для «виновника», зато хорошо ощутим окружающим. Помочь может гастроэнтеролог путем назначения препаратов согласно клинической картине болезни.
  • Хронический тонзиллит. Воспаление миндалин в хронической форме протекает на фоне наличия в полости рта массы патогенных бактерий, вызывающих периодическое обострение инфекции. Именно они становятся причиной нехорошего дыхания. Устранить запах можно, вылечив воспаление десен, инфицированные кариесом зубы, сняв мягкий зубной налет. Следующим этапом является консультация лора, который назначит физиопроцедуры, препараты для укрепления иммунитета, препятствующие обострению воспаления миндалин.

Меры по устранению неприятного запаха изо рта

Специалисты рекомендуют избавляться от запаха изо рта по следующей схеме:

• Провести самостоятельную очистку ротовой полости, щек и языка от анаэробных бактерий. Соблюдать гигиену ротовой полости, тщательно вычищать межзубные промежутки нитью.
  • Употребление достаточного объема воды в течение дня может ослабить дурной запах. Таким же эффектом обладает регулярное прополаскивание рта водой комнатной температуры.
  • Особенно важна чистка зубов вечером. Во время сна число патогенных бактерий, микроорганизмов растет. Поэтому утром вполне вероятно появление несвежего дыхания. Однако если по утрам запах изо рта невыносим, можно говорить о наличии одного из вышеуказанных симптомов.

Если самостоятельная очистка оказалась неэффективной, следует обратиться к стоматологу. Врач поможет:

• тщательно очистить зубы от налета, отполировать их и обработать пастами, препятствующими наслоению бактерий;
  • определить признаки начавшегося гингивита, пародонтита, своевременно и эффективно вылечить заболевания десен;
  • выявить наличие других заболеваний ротовой полости, которые могут вызвать дурной запах.

Отсутствие надлежащего ухода за протезами — еще одна причина появления запаха изо рта. Специалист научит их правильно чистить. Бактерии скапливаются на протезах таким же образом, как и на зубах. Врач пояснит, как правильно чистить внутреннюю и наружную поверхность протезов, какой вид антисептической жидкости выбирать для их хранения в перерывах между ношением.

При отсутствии проблем у стоматолога следует записаться к терапевту, провести обследование у лора, гастроэнтеролога. Специалисты помогут выяснить причину (ринит, тонзиллит, носовое дыхание, гастриты, язвы органов ЖКТ) и назначат лечение.

После устранения причин дурного запаха следует контролировать его появление. Для этого важно обучиться правильной гигиене, тщательно чистить язык — место особого скопления бактерий. При его чистке важно охватить максимально большую площадь, уделяя особое внимание задней поверхности.

Если лор выявил наличие хронического тонзиллита, не стоит пренебрегать рекомендациями, важно своевременно начать использовать спреи, ингаляторы, способные уменьшить симптомы, препятствовать образованию очагов инфекции.

Когда причиной несвежего дыхания является дисбактериоз ротовой полости и сухость слизистых оболочек, не стоит злоупотреблять пастами с антисептическими компонентами. Их нужно заменить мягкими, увлажняющими полость рта (Lacalut Flora) препаратами.

Отдельного внимания заслуживает запах ацетона у детей и взрослых. Вполне вероятно, он является симптом эндокринных нарушений. Регулярное появление такого запаха изо рта требует квалифицированной консультации.

Исследования показали, что причиной дурного запаха у детей может быть наличие кишечных паразитов. Поэтому при лечении следует исключить или вылечить гельминтоз.

Можно ли избавиться от неприятного запаха изо рта с помощью спреев, ополаскивателей, жевательной резинки

Средства для восстановления свежего дыхания — жевательные резинки, капли, мятные пастилки, ополаскиватели не дают нужного эффекта без комплексного подхода. Их нужно применять в сочетании с бережной регулярной очисткой щек и языка, использованием зубной нити. Мятные таблетки и жевательная резинка помогают стимулировать образование слюны, способной очищать полость рта от выделений, избавляться от неприятных запахов.

Эффективность применения ополаскивателей определяется их антибактериальными свойствами. Их использование более эффективно после очистки языка щеткой и очищения нитью межзубных промежутков. Полоскание рта с применением эликсиров поможет эффективно удалить оставшиеся бактерии. При этом особенное внимание следует уделить передней и задней поверхности языка — местам их особых скоплений. Не следует глотать жидкость ополаскивателя, позволять детям самостоятельно проводить такую процедуру.

Безусловно, дурной запах изо рта неприятен его обладателю и некомфортен для окружающих. К счастью, современные методы позволяют эффективно с ним бороться. Важно комплексно решать этот вопрос, соблюдать все врачебные рекомендации. Результатом упорного труда станет свежее дыхание, которое обеспечит уверенность и успех.