Ионная зубная щетка: отзывы

Ионная зубная щетка, как и обычная электрическая, работает от встроенной в ручку батарейки. Визуально она также напоминает привычные всем щетки, но действует ионный прибор для чистки зубов эффективнее, как утверждают производители. Дело в том, что внутри ионной щетки расположен металлический стержень, покрытый диоксидом титана, который при активизации батарейки начинает процесс высвобождения ионов с отрицательным зарядом, попадающих в слюну во время чистки зубов.

Недостатки: о чем молчат производители?

На сайтах производителей и продавцов ионных щеток масса информации, которая не подтверждена клиническими испытаниями, и обычному потребителю, не имеющему стоматологического образования, крайне сложно отличить правду от вымысла. Информационный портал «Стомум» поможет разобраться в этом.

Производители утверждают, что отрицательно заряженные ионы в процессе чистки зубов нейтрализуют ионы соляной кислоты с положительным зарядом, вырабатываемые микроорганизмами в ротовой полости. Это действие позволяет эффективно предупреждать кариес, так как соляная кислота разрушает зубную эмаль.

Комментарий специалистов

В пищевых остатках в полости рта действительно образуется соляная кислота, разрушающая эмаль. Однако избежать ее негативного воздействия можно, просто почистив зубы обычной зубной щеткой, которая удалит и остатки пищи, и микробный налет. Кроме того, зубная паста и слюна имеют щелочную среду, которая также неплохо справляется с кислотой. Поэтому особой разницы между применением обычной и использованием ионной зубной щетки в принципе нет.

Производители и продавцы утверждают, что микробы прикрепляются к зубам из-за того, что зубная эмаль имеет отрицательный заряд, а микробы зубного налета — положительный. Поток отрицательно заряженных ионов на определенный промежуток времени меняет полярность поверхности зубов, пародонтальных каналов и межзубных пространств с отрицательной на положительную. Такой эффект способствует отсоединению налета от зубной поверхности и его притягиванию к ионной щетке.

Комментарий стоматологов

Как показали многолетние исследования, прикрепление микробного налета к поверхности зубов происходит из-за действия ферментов, которые вырабатываются бактериями энзимами, а не из-за разности зарядов. Такое прикрепление можно нарушить только механическим воздействием (чисткой обычной зубной щеткой), но не сменой полярности зарядов. Может быть, поэтому производители ионных щеток, помимо металлического стержня, снабдили их стандартной рабочей головкой со щетинками.

Цитата из рекламной статьи: «Ионизированная слюна длительное время сохраняет антибактериальный эффект. Благодаря этому после трехминутной чистки зубов ионной щеткой отрицательно заряженные ионы минерализующих элементов продолжают свое действие как минимум 10 часов».

Говорит специалист

Никаких клинических исследований, подтверждающих этот тезис, не проводилось. Действительно, в слюне постоянно присутствуют минералы в строго определенной концентрации: фосфор, кальций и т. д. Однако отрицательно заряженные ионы не могут влиять на их количество и пропорциональное соотношение.

Кроме того, человек за сутки вырабатывает до 2 литров слюны, которую постоянно сглатывает. То есть, даже если ионная щетка действует так, как утверждают производители, слюна с отрицательно заряженными ионами просто физически не может задерживаться во рту более чем на 5 минут — она быстро уходит в желудок.

Продавцы утверждают, что ионную щетку можно использовать без зубной пасты.

Комментарий стоматолога

В составе любой зубной пасты содержится от 20 до 40 % абразивных веществ, благодаря которым щетинки головки щетки легко убирают налет с поверхностей зубов. Чистка без использования зубной пасты приведет к скоплению твердых и мягких зубных отложений. Также большую роль играют ферменты типа папаина, фирофосфаты или другие компоненты паст, которые расщепляют и удаляют пигментный зубной налет. Если человек будет пренебрегать зубной пастой, поверхность зубов очень быстро потемнеет от обилия пигментного налета. В первую очередь это актуально для курильщиков. И последнее: высокая концентрация фтора и кальция в зубных пастах способствует минерализации зубной эмали и ее укреплению

Вывод очевиден — неиспользование пасты чревато образованием темного пигментного налета, риском возникновения различных стоматологических заболеваний и ослаблением зубной эмали.

Выдержка из рекламной статьи. «Когда щетинки ионной щетки в присутствии слюны или воды касаются поверхности зубов, возникает незначительный электрический разряд в 1,5 мкА. Этот процесс, который называется гальванизацией, оказывает лечебное воздействие на биологические ткани ротовой полости. В результате гальванизации устраняется кровоточивость десен, купируются воспалительные процессы и т. д.».

Стоматологи комментируют это утверждение

Примерно 30 лет назад было доказано, что процессы гальванизации в полости рта провоцируют возникновение многих серьезных заболеваний, в частности — лейкоплакии. Связь между гальваническими токами и лейкоплакией была замечена, когда выяснилось, что особенно часто от этой болезни страдают люди, имеющие на зубах паяные мостовидные (штампованные) протезы. Такие мосты изготавливают, спаивая между собой одиночные стальные коронки. Припой, который используют при этом, содержит два разнородных металла, коронки изготовлены из другой стали. Во влажной среде три разнородных металла порождают гальванический ток.

Хроническое воспаление слизистой оболочки и ороговение ее эпителия является следствием постоянного раздражения мягких тканей полости рта гальваническими токами. Но это далеко не самые опасные последствия гальванизации. Лейкоплакия — отнюдь не банальное воспаление слизистой. Это заболевание факультативно является предраковым, так как имеет тенденцию при определенных условиях становиться злокачественным. Особому риску подвергаются курильщики, так как они наиболее предрасположены к возникновению лейкоплакии, а гальванизация существенно усугубляет негативное воздействие никотина на слизистые.

Какие они, зубные щетки будущего?

Зубные щетки — это продукт с коротким жизненным циклом. Оптимальный срок использования обычной щетки не превышает трех месяцев. Эта особенность вынуждает производителей щеток регулярно выпускать на рынок новинки. Но чтобы заинтересовать потенциального покупателя, продукция должна отличаться от товаров конкурентов и содержать какое-либо необычное новшество. Так и появляются различные щетки с эффектом ионизации, перекрещивающейся щетиной, индикаторами, резиновыми щупальцами и прочими ненужными, по сути, добавлениями, которые являются всего лишь рекламными крючками.

Поэтому информационный портал «Стомум» настоятельно рекомендует при выборе зубной щетки руководствоваться исключительно здравым смыслом и стоматологическими особенностями ротовой полости.