Пародонтоз и пародонтит во время беременности

Практически в большинстве случаев пациентами ошибочно используется для обозначения заболевания пародонтит термин «пародонтоз». Информационный портал «Стомум» предлагает разобраться, в чем разница между этими заболевания, как часто они наблюдаются у беременных женщин и кормящих матерей и в чем заключается лечение этих недугов.

Итак, пародонтоз — это заболевание, сопровождающееся атрофией и склерозом костной ткани и краевой десны. Протекает этот недуг бессимптомно. Визуально можно лишь отметить убыль костной ткани и обнажение корней зубов, никаких беспокоящих болей, отеков, кровоточивости. Чаще всего пародонтоз отмечается у пожилых людей, и причинами его появления служат возрастные изменения в обмене веществ, нервной и сосудистой системах.

В противоположность пародонтозу пародонтит является воспалительным заболеванием десен, сопровождающимся их отеком, синюшностью или покраснением, кровоточивостью, разрушением в области зубов костной ткани, образованием пародонтальных карманов и во время обострения гноетечением из них. Тяжелая и средняя степень пародонтита еще осложняется и подвижностью зубов. По сути, толчком к развитию этого недуга является не вылеченный вовремя гингивит — начальное воспаление десен, которое у беременных на фоне гормональных изменений и некачественной гигиены полости рта перетекает в выраженную форму воспаления — пародонтит.

Симптоматика пародонтита при беременности

Пародонтиту характеры ряд симптомов, среди которых:

• наличие в полости рта твердых отложений: под- и наддесневых, микробного мягкого налета;
  • воспаление зубодесневых сосочков и краевой десны, сопровождающееся их отеком с синюшностью или покраснением и кровоточивостью при чистке зубного ряда;
  • атрофия костной ткани; при пародонтите в легкой форме разрушение кости может достигать третью часть длины зубного корня, при средней — половину длины корня, а вот при тяжелых формах — две третьи длины и более;
  • ухудшение общего состояния, слабость, быстрая утомляемость.

Пародонтит же протекает с разрушением кости, образованием пародонтальных карманов и зубных отложений.

Во время обострения недуга усиливается гноетечение из карманов, и могут образовываться на деснах абсцессы, сопровождаемые подъемом температуры и болями. В таких случаях «Стомум» рекомендует незамедлительно обращаться к стоматологу. Нужно помнить, особенно беременным, что при пародонтите снижается иммунитет, из-за чего обостряются хронические болезни и чаще возникают простуды.

Лечение пародонтита при беременности

Информационный портал «Стомум» напоминает, что причиной пародонтита служат не вылеченный гингивит, твердые отложения и микробный налет на зубах.

Лечение подбирается в соответствие с этим и включает ряд мероприятий:

• Удаление отложений на зубных рядах. Это главный этап в лечении. Без этой процедуры другие мероприятия окажутся временными и малоэффективными. У беременных такие отложения снимаются исключительно ручными инструментами, ультразвук в их положении не допустим. Обычно первому триместру беременности лечение зубов и анестезия противопоказаны, но снятие зубных отложений допускается. Второй триместр для подобных процедур более безопасный и самый подходящий. Если так случилось, что снятие отложений затянулось до третьего триместра, тогда это мероприятие лучше перенести на послеродовой период. Этот триместр характеризуется повышенной нервозностью беременных и их скорой утомляемостью. А потому, чтобы они не чувствовали дискомфорта и лишний раз не раздражались, не переживали, специалисты и информационный портал «Стомум» рекомендуют удалять отложения на зубах после родов;

• Противовоспалительная терапия. На этом этапе делаются полоскания ротовой полости неспиртовыми настоями трав эвкалипта, шалфея, ромашки, водным раствором хлоргексидина 0,05 %. Лучше для полосканий использовать уже готовые растворы, продающиеся в аптеках. Выбирая эликсир, непременно надо обращать внимание, чтобы он не содержал антибиотиков, к примеру, триклозана. Также очень полезны фтористые полоскания и аппликации на основе противовоспалительных препаратов, таких как гель «Холисал» или «Метрогил Дента». Что касается зубных паст, то нужно выбирать те, которые содержат противовоспалительные компоненты, как например: «Пародонтакс», LACALUT fitoformula или LACALUT aktiv;
  • Нормализация гигиены;
  • Диета. Частые перекусывания крайне нежелательны. Если съели конфетку или любимую печенюшку, незамедлительно отправляйтесь чистить зубы. Углеводы — это основное сырье для быстрого размножения в полости рта микробов. Те, кому лень следовать этому простому правилу, должны знать, что при таком отношении лечение не даст желаемого результата, поскольку болезнь будет прогрессировать и не помогут никакие противовоспалительные процедуры.

Выше отмечалось, что пародонтиту предшествует гингивит. Так вот, если сравнить эти два заболевания на разрезе, то можно видеть, что при гингивите нет ни атрофии кости, ни пародонтальных карманов, то есть воспаление ограничивается краевой частью десны.