Обезболивающие препараты для беременных

Беременные и кормящие женщины совершенно справедливо опасаются принимать лекарственные препараты по своему усмотрению, зная, что это может навредить здоровью малыша. Наиболее актуальным у будущих мам является вопрос о том, можно ли принимать антибиотики и анестезирующие средства, и если да, то какие именно.

Лекарства и беременность

С приемом лекарственных препаратов беременными женщинами связано две проблемы. Первая — возможное причинение вреда здоровью ребенка, вторая — необходимость увеличения дозировки для достижения лечебного эффекта, что часто бывает на критических сроках беременности.

В организме беременной женщины происходят серьезные гормональные сдвиги, изменяющие характер метаболизма (скорость всасывания препаратов, распространения в организме и выведение почками). Врачи вынуждены назначать увеличенные дозы лекарственных средств, чтобы добиться полного излечения женщины, ведь угрозу для ребенка представляют не только фармацевтические препараты, но и болезнь матери. В такой ситуации специалисты вынуждены рисковать (и соотносить риски), чтобы добиться наиболее благоприятного эффекта.

Информационный портал «Стомум» доводит до сведения, что скорость проникновения лекарственных веществ через плаценту имеет разные показатели на ранних и поздних сроках беременности. В первые месяцы плацента достаточно плотная, толстая, что снижает ее проницаемость. В третьем триместре беременности плацента становится более тонкой и проницаемой, к тому же увеличивается площадь проникновения препаратов.

Если концентрация лекарственного вещества превысит предельно допустимые значения (у каждого препарата свой показатель), то у плода могут возникнуть патологические изменения. При показателях, которые не достигли предельного порога, нарушения не развиваются.

Портал «Стомум» сообщает, что на уровень концентрации лекарства в составе крови плода влияют следующие факторы:

• свойства лекарства (растворимость в различных средах, способность связываться с белками крови, молекулярная масса);
  • физиологические особенности материнского организма.

Серьезные патологии в развития плода чаще всего развиваются под воздействием лекарственных средств в периоды органогенеза, считающиеся критическими (1-й триместр беременности). В первом же триместре нарушается сам механизм формирования (закладки) функциональных систем организма. Влияние этих же препаратов в последующие триместры может привести к нарушениям функции отдельных органов.

В настоящее время существует около 30 препаратов с выраженной тератогенной активностью, но большинство лекарств из этого ряда уже не применяется. До недавнего времени считалось, что ацетилсалициловая кислота (аспирин), некоторые гормональные средства, диазепам способны вызвать патологии на ранней стадии беременности, но многочисленные исследования опровергли эти предположения.

Портал «Стомум» сообщает, что тератогенное действие — это процесс нарушения эмбрионального развития плода, то есть развития пороков и различных отклонений от нормы в результате воздействия определенных веществ. Это ряд химических препаратов, а также физические и биологические факторы (вирусы, в частности).

Беременным опасные препараты назначают только при неотложных состояниях. В этом случае врач предупреждает о возможных последствиях, чтобы пациентка могла сделать выбор — либо отказаться от приема лекарства, либо согласиться с формой лечения. Если согласие было дано, врач выписывает рецепт, заверенный четкой мокрой печатью и подписью специалиста.

Классификация препаратов по степени опасности

Сегодня безопасность лекарственных средств для плода основывается на рекомендациях специалистов «Управления по контролю над пищевыми продуктами и лекарственными средствами».

Эта система была создана в США, и ею руководствуются врачи в разных странах. Категории риска обозначаются литерами A, B, C, D:

• категория «B» — наиболее безопасные средства;
  • категория «C» — применение возможно, но нежелательно;
  • категория «D» — опасны для употребления (целесообразно в случае, если положительный результат превысит возможный вред и если не существует более безобидных средств).

Анестетики в стоматологии для беременных: анестезия местного значения

Анестезия для беременных отличается некоторыми особенностями, связанными с физиологическими изменениями в организме.

Обычно в состав местных анестезирующих средств добавляют адреналин для увеличения интенсивности и времени их воздействия. К тому же адреналин уменьшает пиковую концентрацию обезболивающего средства в плазме крови, снижая тем самым его токсичность. Добавление в анестезирующий раствор адреналина позволяет уменьшить дозу анестетика, необходимую для обезболивания.

Тем не менее адреналин в большой концентрации обладает и нежелательным воздействием — например, может снизиться маточный кровоток. Доказано, что применение дозы адреналина менее 0,1 мг, введенной в комбинации с местным анестетиком, не представляет опасности для беременной женщины (если беременность протекает нормально, без повышенного давления и угрозы гипоксии плода).

Анальгетики для беременных в качестве обезболивающего средства

Наиболее безопасными лекарственными средствами можно считать ибупрофен и парацетамол, но в 3 триместре препарат ибупрофен противопоказан беременным. Дозировку и длительность приема лекарств в каждом случае необходимо согласовывать с врачом, который учитывает нынешнее состояние здоровья женщины и особенности физиологии.

«Стомум» информирует, что факторами, рассматриваемым врачом при назначении лекарственных средств кормящим матерям, являются:

• токсичность препарата (которая не всегда зависит от дозировки);
  • доза и период приема;
  • возраст ребенка, вскармливаемого грудным молоком;
  • количество молока в суточном рационе;
  • воздействие препарата на процесс лактации.

Способы снижения концентрации лекарства, попадающего в организм ребенка с молоком

• прекращение приема препарата (самое эффективное);
  • отсрочка лечения;
  • временный отказ от кормления грудным молоком;
  • прекращение кормления во время максимальных концентраций лекарства в плазме крови (только после консультации у врача);
  • прием лекарственного средства во время длительного сна ребенка.

Во время лечения беременных женщин препаратами врачи назначают Бетта-лактамные антибиотики, например, препараты группы пенициллинов. Категорически запрещен прием антибиотиков тетрациклинового ряда и фторхинолонов. С большой осторожностью назначаются сульфаниламиды и лекарства группы аминогликозидов. Перед приемом антибактериальных препаратов следует проинформировать лечащего гинеколога.