Кровоточивость десен во время беременности: симптомы, причины, лечение

Самое распространенное стоматологическое заболевание среди беременных женщин — воспаление десен (гингивит). Оно возникает или обостряется из-за специфических изменений в женском организме. С этим сталкивается как минимум каждая четвертая будущая мама на 2-8 месяце беременности. Прежде всего, гингивит поражает зону передних зубов. Преимущественно он локализуется в десневых сосочках и краевой десне, плотно прилегающей к зубам.

Причины заболевания

Гингивит развивается вследствие изменения гормонального равновесия. При беременности в организме женщин наблюдается высокая концентрация эстрогенов, простагландинов, прогестерона. Провоцирующими факторами также является токсикоз, увеличение мягкого налета на зубах.

Симптомы гингивита

Форма проявления заболевания связана со сроками беременности.

Гингивит в начальной стадии вынашивания ребенка

Заболевание может впервые дать о себе знать при 3-4-месячной беременности, когда организм переживает наиболее интенсивные гормональные изменения.

Для этого периода характерны симптомы катарального гингивита:

• отечность десневых сосочков, десны (её краевой части);
  • естественный цвет десны (бледно-розовый) изменяется на насыщенно красный, позже появляется синюшный оттенок;
  • кровоточивость в области десен при гигиенической чистке зубов, болевые ощущения.

Болезненность десен не обязательно является результатом механического раздражения зубной щёткой. При выраженном воспалении боль не утихает и в состоянии покоя.

Многие женщины пытаются «щадить» ослабленные десны и, чтобы не провоцировать кровоточивость и неприятные ощущения, начинают чистить зубы реже или менее тщательно. Это приводит только к усугублению проблемы — накапливанию мягких микробных отложений на зубах. Они значительно увеличивают риск развития воспаления.

Проявления гингивита на поздних стадиях беременности

Запущенный катаральный гингивит постепенно трансформируется в более тяжелую форму — пролиферативную. Она характеризуется разрастанием десневых сосочков (полипозным) и краевой десны. Эту стадию называют гипертрофическим гингивитом. Он особенно выражен в зонах нависающих краев пломб и коронок, травмирующих десну.

На этой стадии заболевание может проявляться в форме:

• Отечного гипертрофического гингивита (десневые сосочки приобретают синюшный цвет и увеличиваются, их структура становится рыхлой — результат разрастания в тканях десны грануляций).
  • Фиброзного гингивита. Десневые сосочки также увеличены, но характеризуются плотностью структуры. Это объясняется тем, что грануляционная ткань трансформируется в фиброзную.

Влияние заболевания на плод

Развитие кровоточивости, изменение кровеобеспечения десен, увеличение (гипертрофия) десневых сосочков — процессы, происходящие вследствие гормональной перестройки и токсикоза. Собственно, воспаление начинает развиваться из-за накопления мягких и твердых зубных под- и наддесневых отложений (следствие ухудшения качества гигиены). Микробная флора, характерная для их состава, выделяет вещества, которые называют токсинами и медиаторами воспаления.

В частности — интерлейкин-1, TNF—альфа, интерлейкин-6. Попадая в кровь, они негативно воздействуют на плод и плаценту. Помимо этого, названные медиаторы воспаления ускоряют синтезирование простагландина Е2. А это прямая угроза преждевременных родов, учитывая активизацию сократительной функции матки. Как продемонстрировали клинические исследования, этот риск при выраженном воспалении десен увеличивается в 6-7 раз. Информационный портал «Стомум» предупреждает, что тяжесть воспаления прямо пропорциональна степени риска.

Лечение воспалений десен у беременных

Выбор оптимальной терапии зависит от характера патологии катарального или гипертрофического гингивита (возможны также их сочетания). Местное лечение осуществляют, как правило, по общепринятым методикам.

Катаральный гингивит: методы лечения

Как отмечает портал «Стомум», эта форма заболевания преобладает на начальных сроках протекания беременности. Это, как правило, последствие некачественной гигиены (накапливается микробный налет на зубах), которое характеризуется болезненностью десен и кровоточивостью.

В основном гингивит напоминает о себе во время чистки зубов.

Обязательные мероприятия лечебного курса:

• Избавление от зубных отложений.
    • Устранение воспаления.
    • Полоскания. Курс полосканий раствором хлоргексидина (водный, 0,05 %). Максимум — 10 дней. Процедуру повторяют дважды — утром и вечером (в течение минуты), после гигиенической чистки зубов. Для этой цели также используют неспиртовые травяные настои (ромашки, эвкалипта, шалфея). Укреплению зубов и формированию кариес-статического эффекта на зубной налет (а следовательно, снижению воспаления десен) способствуют фтористые полоскания. «Стомум» рекомендует выбирать только препараты, в которых нет антибиотиков (многие опасны для плода). К таким фтористым полосканиям относятся Tooth and Gum Care, а также ORAL-B — Advantage.
    • Противовоспалительные аппликации. Для этой цели применяют гели стоматологические «Метрогил Дента» (содержание активных составляющих: метронидазола — 10 мг, хлоргексидина — 0,5 мг,) и Холисал (лечебный эффект обусловлен наличием холина салицилата и цеталкония хлорида). «Стомум» обращает внимание: «Метрогил Дента» подходит для пациенток, пребывающих во втором или третьем триместре беременности. Он не используется в начальном периоде, препарат не сочетают с грудным вскармливанием (приостанавливают на время лечения). Холисал требует осторожности, если его применяют для лечения беременных пациенток. Это делают только по назначению стоматолога. Наносят противовоспалительный гель на межзубные сосочки, краевую область десны (особое внимание уделяют передней части зубов) дважды в день, после полоскания. После этого не рекомендуется есть в течение 2-3 часов. Можно пить. Лечебный курс — до 10 дней.

• Использование зубных паст, содержащих противовоспалительные компоненты. Например, «Пародонтакс». В ней высока концентрация лечебных растений. А её солоноватый вкус — результат присутствия небольшого процента солей. Они помогают вытянуть из зубо-десневых карманов и десен инфильтрат воспаления. Почистив зубы, пасту не сплевывают, а держат несколько минут во рту. В этом случае наблюдается более выраженный благоприятный эффект.
  • Правильное выполнение гигиенических процедур (профессиональное обучение).
  • Диета. По возможности — отказ от частых перекусов. Так как основным источником размножения в полости рта вредных микробов являются углеводы, необходимо придерживаться правила: съела конфетку или печенье — почисть зубы.

Методики лечения беременных с гипертрофическим гингивитом

Характерные признаки этой формы гингивита: повышенная кровоточивость, увеличение десневых сосочков и тканей краевой десны. Гипертрофический гингивит в легкой форме обычно не требует серьезной терапии, после родов женщины забывают о проблеме. Если разрастание десны спровоцировали травмирующие края коронок или пломб, необходимо их откорректировать. Основными лечебными процедурами во время беременности являются: организация правильной гигиены, удаление отложений и, если существует необходимость, — противовоспалительная терапия.

При других, более серьезных формах гингивита, может потребоваться активное лечение с инъекционным введением склерозирующего раствора в десневые сосочки (склерозирующая терапия), хирургическая коррекция десневого края. Эти процедуры проводят после родов.

Методики лечения на разных сроках беременности

Для каждого периода беременности подбираются особые методики лечения:

• Первый триместр (до 55 дня). Время наибольшего риска для плода, появление симптомов токсикоза (рвотный рефлекс, тошнота, обмороки), опасность выкидыша (спонтанного). В это время осуществляют только неотложные процедуры. Удаление или лечение зубов выполняют только при острой боли или припухлости десен. Для профессиональной гигиенической очистки (снятии отложений на зубах) и полировки нет серьезных противопоказаний, но желательно эти мероприятия всё-таки отложить до второго триместра беременности. В случае если лечения не избежать, время каждого посещения должно быть максимально кратковременным. «Стомум» рекомендует не использовать ультразвук и лазер для снятия отложений. Вместо них применяют ручные инструменты, пасты для борьбы с пигментным налетом, полировочные щетки. Эти средства менее эффективны и более травматичны, чем ультрасовременные методики. Но процедуры с применением ультразвука могут на этом этапе беременности спровоцировать спонтанный выкидыш.
  • Второй триместр (включая 6-й месяц беременности). Наиболее благоприятное время для решения стоматологических проблем, в том числе — гингивита. Не исключается лечение тех зубов, которые могут в третьем триместре стать причиной острых стоматологических проблем. Зубные отложения рекомендуется удалять, используя полировочные пасты, щетки и ручные инструменты. После окончания профессиональных гигиенических процедур возможен курс противовоспалительной терапии. Межзубные промежутки промывают антисептическим раствором (из шприца). На десны наносят рекомендованные для беременных пациенток препараты.
  • Третий триместр. Причин для отказа от профилактических мероприятий нет. Но по-прежнему не используют ультразвук для удаления отложений. В это время матка наиболее чувствительна к внешним факторам, роды могут начаться прямо в стоматологическом кресле. В любом случае беременные пациентки не должны надолго задерживаться у врача. Большой плод сдавливает аорту и нижнюю полую вену лежащей женщины. Уменьшается сердечный выброс, пациентка может ощутить головокружение, резкое снижение давления и даже потерять сознание. Положение в кресле на левом боку поможет предупредить эти негативные эффекты.

Профилактические меры

Правильно организованные гигиенические процедуры — действенный способ избежать риска гингивита, несмотря на физиологическую предрасположенность беременных к этой патологии.

Первый шаг — обоснованный выбор зубной щетки и обучение ее использованию. При кровоточивости и болезненной чувствительности рекомендуются щетки с мягкой щетиной.

Беременная женщина должна приучиться чистить зубы каждый раз после еды. Утренних и вечерних гигиенических процедур недостаточно. Это правило касается абсолютно всех. Перед тем как воспользоваться щеткой и зубной пастой после еды, удаляют остатки пищи из межзубного пространства. Для этой цели существует зубная нить.