Кариес у беременных и кормящих мам: особенности лечения

Каждой будущей мамочке приходилось слышать о том, что во время беременности зубы быстро разрушается и связано это с тем, что плод получает кальций из крови матери. Это миф. Информационный портал «Стомум» заверяет своих читателей в том, что не существует на сегодняшний день такого исследования, которое смогло бы подтвердить это мнение, созданное народной молвой. Более того, многочисленные научные работы говорят о том, что у беременных женщин кальций в эмали зубов пребывает в стабильной форме, потребность организма матери в большем количестве кальция удовлетворяется вовсе не за счет вымывания микроэлемента из зубов, а за счет всасывания из желудочно-кишечного тракта, а также уменьшения его выделения с потом и мочой.

Наблюдения позволяют говорить о том, что во время беременности разрушение зубов чаще всего связано с недостаточной гигиеной полости рта, а больше всего — с изменением пищевых предпочтений. Потребление большого количества кислот и углеводов приводит к развитию кариесогенной флоры, запускающей процессы образования кариеса. Вместе с недостаточной гигиеной это отзывается тем, что женщинам кажется: зуб начинают разрушаться быстрее, чем прежде.

Как кариес влияет на беременность

Итак, мы выяснили, как влияет беременность на зубы. А теперь нам предстоит выяснить: опасен ли при беременности кариес. Нужно ли будущим мамочкам посещать регулярно стоматолога или отложить визит до благополучного разрешения от бремени.

В исследованиях, проведенных американскими учеными, выявлена зависимость между бактерией Actinomyces naeslundii, обладающей кариесогенным действием, и преждевременными родами, когда малыш появляется на свет с маленькой массой тела. Это дает основания предположить, что вышеназванные бактерии в организме беременной женщины стимулируют выработку веществ, вызывающих сокращение матки. Одновременно с появлением противовоспалительных цитокинов расширяется цервикальный канал, и чем больше, тем быстрее разрушаются оболочки плода, что и вызывает преждевременные роды.

Осложнения кариеса, к самым простым из которых относятся периодонтит и пульпит, также могут оказать влияние на плод. Эти заболевания возникают из-за разрушения, которое затрагивает внутри зуба сосудисто-нервный пучок.

Он воспаляется, и начинает болеть зуб. Действие на плод таково:

• Воспаление зуба при пульпите, а при периодонтите его распространение за пределы зуба приводит к всасыванию в кровь токсинов и болезнетворных микробов, распространяющихся по всему организму. Неблагоприятны последствия этого процесса и для беременной женщины, и для плода.
  • На плод большое влияние оказывает психоэмоциональное состояние будущей матери. Естественно, что боль вызывает изменения в организме. Это приводит к большему, чем обычно, выбросу определенных гормонов и даже изменению гормонального статуса. Это также неблагоприятно для плода.

Лечение кариеса у беременной женщины

При беременности лечение зубов возможно в определенные периоды. Женщине, обратившейся в клинику, стоматолог должен уделить максимум внимания. В первую очередь врач обследует пациентку и собирает анамнез. После этого он может выработать тактику необходимого стоматологического лечения. Это будет зависеть, безусловно, и от срока беременности. Главное, что должен учитывать доктор, — все, что он собирается предпринять, не должно иметь какое бы то ни было неблагоприятное воздействие на плод.

Во время обследования врач непременно должен самым тщательным образом собрать медицинский анамнез — то есть историю предшествовавших беременностей, заболеваний, связанных с беременностью, таких как гипертоническая болезнь, диабет, преэклампсия и т. д. Для оценки риска возможных осложнений, вызванных стоматологическим лечением, иногда требуется консультация с гинекологом, у которого пациентка наблюдается.

Рентгенологические исследования, при которых лучи проходят либо через сам плод, либо от него в непосредственной близости, запрещены во время беременности. Сейчас в стоматологии применяются высокочувствительные пленки, датчики, средства защиты, которые уменьшают радиационную нагрузку во много раз. Но даже такая диагностическая рентгенографии во время беременности, и в особенности в первом ее триместре, является мероприятием нежелательным.

Тактика лечение кариеса у беременных женщин

В первом триместре беременности выделяется два неблагоприятных периода:

• Митотический. Этот период начинается с момента оплодотворения до имплантации оплодотворенной яйцеклетки, что происходит примерно на 17-е сутки. Отличается высокой вероятностью спонтанного аборта, что объясняется значительной митотической активностью зародыша, особой его чувствительностью к токсинам.
  • Органолептический. В этот период происходит в зародыше закладка органов. Повышенное слюноотделение, рвота, тошнота, изжога, частые обмороки — клинические особенности этого периода. Лечение зубов в это время крайне нежелательно, поскольку может привести к нарушению закладки тканей и органов зародыша.

Таким образом, портал «Стомум» не рекомендует проводить лечение в первом триместре беременности, за исключением неотложных вмешательств. Это может быть лечение пульпита, острого периодонтита или обострение периодонтита хронического, поскольку эти заболевания сопровождает ярко выраженный болевой синдром, а также развитие гнойного воспаления.

Если же симптомов острого воспаления нет, то лечение кариеса, хронических пульпитов и периодонтитов лучше провести в другое время.

Во втором триместре плод растет усиленно. Его поэтому часто называют «плодным» периодом. Собственно, «плодный» период во втором триместре не заканчивается, а продолжается и в третьем. Риск неблагоприятного и нежелательного влияния на плод во время лечения зубов у беременной женщины значительно уменьшается. Но учитывать эффекты, возможные при применении лекарственных средств, таких как обезболивающие и антибактериальные препараты, необходимо.

Таким образом, в этот период надо особое внимание уделить программе профилактики заболеваний и вылечить те зубы, которые могут дать обострение в следующем, третьем триместре.

При отсутствии рисков лечение лучше всего отложить на некоторое время и возобновить после родов. Такое решение принять может только врач.

В третьем триместре беременности женщина испытывает нарастающую тревогу, усталость. Давление плода по мере роста его массы увеличивается, особенно на нижнюю полую вену и аорту.

Это приводит к тому, что сердечный выброс уменьшается, что может сопровождаться резким снижением давления, учащенным сердцебиением, потерей сознания. Чувствительность матки к воздействиям внешним в поздние сроки этого триместра повышается. А это может закончиться преждевременными родами.

Из сказанного выше информационный портал «Стомум» рекомендует сделать вывод о том, что в третьем триместре можно проводить исключительно неотложные вмешательства, чтобы не навредить будущей матери и ребенку. Важно учесть, что во время лечения беременная женщина в кресле стоматолога должна находиться в положении лежа на левом боку под углом в 15 градусов, чтобы снизить давление плода на аорту, а также нижнюю полую вену.

Профилактика кариеса во время беременности

В начале статьи уже говорилось о том, что ни одно из многочисленных исследований не показало наличия связи между возникновением кариеса и наступлением беременности. Однако поведенческие и физиологические изменения, касающиеся нового питания, ухудшения гигиены полости рта, все же приводят к обострению уже имеющейся у женщины патологии.

Информационный портал «Стомум» рекомендует:

• Позаботиться о здоровье зубов заблаговременно, чтобы не подвергать риску плод. Сделать это не так сложно, если беременность планируется.
  • Проводить все мероприятия по тщательной гигиене полости рта. Чистить зубы после каждого приема пищи, причем не позже, чем через пять минут после еды, для очистки межзубных промежутков использовать зубную нить. Это снижает риск возникновения гингивита, к которому имеют предрасположенность беременные женщины, а также предотвращает образование зубных отложений.
  • Проводить профилактику эрозии зубов. Рвота и тошнота, часто сопровождающие первый триместр беременности, приводят к появлению эрозии эмали зубов. Этому способствует высокое содержание соляной кислоты в рвотных массах. Чтобы избежать такого рода последствий, не нужно чистить зубы сразу же после рвоты. В это время эмаль, только что побывавшая под воздействием кислоты, наиболее подвержена истиранию. После эпизода рвоты можно и нужно прополоскать рот раствором пищевой соды. Чистить зубы разрешается не раньше, чем через полчаса.
  • Постарайтесь обходиться без частых перекусов, если сразу после этого не можете почистить зубы. Помните, что каждый раз во время перекуса вы снабжаете обильным питанием кариесогенные микроорганизмы, а это только еще больше усиливает их разрушительные свойства.

Лечение зубов у кормящей мамы

Конечно, кормящей маме зубы лечить можно. Противопоказания, однако, тоже есть. Это могут быть психологические состояния, связанные с усталостью и сильным стрессом. Но если малыш находится на грудном вскармливании, важно соблюдать меры предосторожности при приеме лекарственных препаратов. Химические соединения из анестетиков, антибиотиков, другими словами, все то, что проникло в кровь женщины, в грудное молоко также попадает.

Лечение зубов в критические дни

Специальных противопоказаний к лечению зубов в критические дни нет. Но если имеются явно выраженная слабость, повышенная нервозность, тяжелое психоэмоциональное состояние во время менструации, лучше все-таки перенести лечение зубов на период, более благоприятный.