Стоматологические проблемы подростков

12-14-летние пациенты стоматологов — все еще дети. Состояние зубов малышей обычно полностью контролируется родителями. Взрослеющие дети не понимают серьезности последствий легкомысленного отношения к собственному здоровью. Они заняты решением других проблем.

В подростковом возрасте происходит активное гормональное и половое развитие, перестройка эндокринной системы. Наблюдается быстрый и непропорциональный рост тела, органов. Нередко встречаются случаи функциональных расстройств нервной и сердечно-сосудистой систем. Эндокринная и вегетососудистая система неустойчивы. Полость рта и зубы тоже реагируют на физиологические изменения в детском организме.

Информационный портал «Стомум» обращает Ваше внимание на специфические для этой возрастной категории стоматологические заболевания.

Кариес

Заболевание может прогрессировать в этом возрасте на фоне неудовлетворительной гигиены ротовой полости, вследствие недолеченного кариозного процесса в раннем детстве или несбалансированного питания. Помимо основных лечебных и профилактических процедур, необходимо провести герметизацию фиссур — речь идет о постоянных жевательных зубах. Если они сильно разрушены, специалисты проводят функциональную и художественную реставрацию с использованием специальных высокоэстетичных материалов.

Зубные отложения

Изменение состава слюны, курение, чрезмерное употребление кофе, чая — факторы, провоцирующие увеличение твердых отложений (зубных камней и бляшек), мягкого налета на зубах. Отложения, приводящие к кариесу и заболеваниям десен, может удалить только стоматолог.

Ювенильный (юношеский) гингивит гипертрофический

Представляет собой хроническое воспаление тканей десны, развивающееся без нарушений в зубодесневом прикреплении. Наблюдается увеличение объемов десневой ткани. Патологический процесс спровоцирован нарушением продукции гормонов, перестройкой обменных процессов, дисфункцией тканей и органов (особенности подросткового возраста). Развивается поражение десен (характерна локализация в зоне фронтальных зубов). Если отсутствует своевременное правильное лечение, возможно глубокое поражение пародонта.

Задержка выпадения первого комплекта зубов (молочных)

Если постоянный зуб начал прорезываться под молочным, последний обязательно удаляют.

Наличие зубочелюстных аномалий

Выявляется у 30 % детей подросткового возраста. Это могут быть аномалии прикуса зубных рядов (тремы, диастемы) или отдельных зубов (повороты, смещения, макро- и микродентия). Своевременная помощь стоматолога-ортодонта — единственная возможность исправить ситуацию, вернуть прикус и зубные ряды в состояние физиологической нормы.

Патологические процессы в слизистой оболочке ротовой полости

Результатом увеличения нагрузки на иммунную систему (многочисленные контакты со сверстниками, пребывание в многолюдных местах) является возрастание риска бактериального и вирусного инфицирования. Недолеченные гаймориты, риниты, фронтиты и т. п. распространяют инфекцию на слизистую оболочку рта.

Заболевания височно-нижнечелюстного сустава (функциональные)

Физиологической особенностью юношеского возраста является интенсивное увеличение размеров скелета. Мышцы и связочный аппарат растут не так интенсивно. Поэтому, например, связочный аппарат нижнечелюстной кости перерастягивается. На начальном этапе эластичные связки нивелируют это несоответствие. Но позже они, как и суставная сумка, утрачивают эластичность. Чрезмерно растянутый связочный аппарат не способен сдержать широкую амплитуду движений нижней челюсти. Это может привести к выходу из суставной впадины суставной головки (положение вывиха и подвывиха).

Постоянное раздражение элементов пораженного сустава, повышенная нагрузка на него вызывает сначала острый, затем хронический артрит. Начинаются воспалительно-дистрофические изменения, распространяющиеся на костную структуру сустава. Процесс грозит завершиться первично-хрящевым деформирующим артрозом. На ранних стадиях функционального заболевания височно-нижнечелюстного сустава проводят комплексную терапию: медикаментозное лечение, щадящие диеты, электрофорез. Если консервативные методики неэффективны, осуществляют хирургическую коррекцию суставов.

Информационный портал «Стомум» сообщает, что задача родителей, приложив максимум усилий, убедить ребенка-подростка в необходимости обязательных визитов к стоматологу с целью профилактики и проведения гигиены ротовой полости на профессиональном уровне. Минимальное количество профилактических осмотров — два в год. Серьезным поводом срочного посещения стоматологической клиники являются первые признаки заболевания зубов и ротовой полости. Результат закономерен — ваши дети, став взрослыми, будут испытывать благодарность к родителям.