Стоматит у детей

На слизистые оболочки нашего организма возлагается целый ряд функций, в ротовой полости они исполняют роль защитной пластины, вкусовых датчиков, отвечают за интенсивность слюноотделения. Через рот в желудочно-кишечный трак попадает пища, в легкие — воздух, который предварительно увлажняется. Жизненный цикл клеток слизистой оболочки рта составляет в среднем две недели, что обуславливает ее частую регенерацию.

Однако ткани слизистой оболочки весьма подвержены воздействию патологических процессов, происходящих в организме. Это могут быть заболевания внутренних органов, вирусные и инфекционные поражения, нарушения привычного рациона, механические, химические и температурные воздействия. Самым распространенным заболеванием слизистой в детском и подростковом возрасте является стоматит. Постановка этого диагноза основывается на таких клинических проявлениях, как гиперемия, отечность, припухлость, болезненный синдром, трещины слизистой.

Различают несколько категорий стоматита у детей:

• стоматит, возникший вследствие травмирования слизистой;
  • инфекционный стоматит, природой которого являются инфекционные и вирусные поражения слизистой;
  • аллергический стоматит;
  • стоматит, вызванный внутренними патологиями;
  • вторичный стоматит, развившийся на фоне поражения языка и губ.

Почему дети болеют стоматитом

Ротовая полость очень привлекательна для разного рода патогенных бактерий, которые селятся на слизистой оболочке. А если ребенок не соблюдает правила гигиены, его зубы поражены кариесом и покрыты налетом, то вероятность развития стоматита увеличивается в десятки раз. Информационный портал «Стомум» считает, что в большинстве случаев при плохом уходе за полостью рта появлению стоматита предшествует гингивит — поражения тканей десны.

Если говорить об инфекционных факторах, способствующих появлению стоматита, то в большинстве случаев слизистая подвергается вирусному или грибковому поражению. Если у ребенка есть предрасположенность к герпесу, то стоматит может стать частым явлением и приобретет герпетическую форму. Без должного лечения этот вид заболевания очень быстро переходит в хроническую, язвенную или афтозную, стафилококковую стадии.

В развитии грибковой формы стоматита у детей, в простонародье именуемой молочницей, виноваты грибы сandida. Они активируются, если дает сбой иммунитет, проводится длительное медикаментозное лечение, произошла сильная интоксикация организма.

Вирусный стоматит может быть вызван осложненным течением респираторно-вирусных заболеваний.

Что касается неинфекционных форм детского стоматита, то их причинами зачастую являются механические и термические поражения слизистой, неправильный рацион питания, длительное антибактериальное лечение, нарушения обмена веществ, гормональные сбои.

Аллергический стоматит относится к группе сопутствующих заболеваний, возникающих на фоне массивного аллергического поражения организма. Детям, склонным к таким реакциям, в большинстве случаев ставят диагноз аллергический стоматит. Кроме того, такое заболевание в острой форме могут вызвать некоторые стоматологические манипуляции с применением расходных материалов.

Клинические проявления стоматита у детей

Интенсивность симптомов зависит от степени поражения тканей слизистой и стадии заболевания:

• высокая температура;
  • воспаление и отечность десен;
  • белые пятна на языке и внутренней поверхности щек;
  • болезненные ощущения не только при глотании, но и в спокойном состоянии;
  • воспаление прилегающих лимфатических узлов;
  • появление запаха из ротовой полости;
  • сильное слюнотечение.

Чем обширней площадь поражения слизистых оболочек, тем более интенсивной и продолжительней будет терапия против стоматита.

При лечении детского и подросткового стоматита необходимо уделять пристальное внимание каждому отдельному случаю, тщательно изучать клиническую картину и индивидуально подбирать схему комплексного лечения. Информационный портал «Стомум» рекомендует при первом подозрении на стоматит у ребенка незамедлительно обращаться в детскую стоматологическую клинику за адекватной врачебной помощью. Тактика лечения стоматита строится на выявлении причин его возникновения и определении характера заболевания.

Профилактика стоматита у детей

Важно знать, что инфекционный стоматит может передаваться от больного ребенка к здоровому через предметы общего пользования, на которые попадает слюна. Дети, больные инфекционным стоматитом, подвержены развитию осложнений в силу ослабления иммунитета.

В помещениях, где находится больной ребенок, необходимо регулярно проводить влажную уборку с дезинфекцией, а в детских учреждениях, где отмечены случаи заболевания, рекомендовано обрабатывать группы и классы кварцевой лампой.

В качестве общих профилактических действий портал «Стомум» рекомендует проводить регулярную подпитку детского организма витаминными комплексами и препаратами, укрепляющими иммунитет.

Чтобы предотвратить или распознать такое распространенное детское заболевание как пульпит, стоматологи нашего портала рекомендуют всем родителям ознакомиться со статьей «Детский пульпит».