Прорезывание молочных и постоянных зубов

Прорезывание зубов происходит у детей разных возрастных групп. Механизм этого процесса, как у грудничка и младенца, так и у ребенка постарше, практически один и тот же. Зубы прорезаются в строгой очередности, парами. Например, сразу два центральных или боковых резца, клыки и т. д. Существуют строго ограниченные во времени сроки появления новых зубов. Их нарушение является поводом для беспокойства, это признак патологических явлений.

Механизм прорезывания молочных зубов

Первые зубки в жизни ребенка появляются на нижней челюсти. Они имеют пористую и шероховатую эмаль. В ней гораздо меньше микроэлементов, чем в минерализованной зубной эмали взрослых. Поэтому следует позаботиться об их эффективной защите от обширного кариозного повреждения.

Основные профилактические мероприятия:

• правильное проведение гигиенических процедур;
  • соответствующий возрасту режим питания;
  • защита зубов специальными лаками, способствующими ускорению минерализации.

Ребенок рождается с 20 фолликулами временных зубов (в нижней и верхней челюсти) и 16 зачатками постоянных. Позже в его челюстях сформируется еще столько же зачатков постоянных зубов.

Распространенные признаки прорезывания зубов у детей-грудничков

Обычно характерные симптомы, свидетельствующие о приближении момента появления первых зубов, появляются за несколько дней (3-5) до прорезывания.

У ребенка наблюдается:

• припухшая отечная десна в том месте, где должен появиться зуб;
  • раздражительность, нарушения сна;
  • ухудшение аппетита и даже отказ от еды;
  • стремление все кусать, чтобы избавиться от зуда в деснах;
  • обильное выделение слюны, из-за этого — раздражение кожи и появление сыпи вокруг рта, на подбородке, в зоне груди.

Иногда на десне малыша, за 2 или 3 недели до появления первых молочных или прорезывания постоянных зубов образуется шишка. Можно увидеть, что она заполнена синюшной или прозрачной жидкостью. Это образование на десне не связано с воспалительным процессом и не рассматривается как патология. Необходимо только проводить периодические осмотры. Лишь в случае значительного увеличения шишки врач может сделать на ней маленький разрез, чтобы вышла накопившаяся кровянистая жидкость.

Сопутствующие болезненные симптомы

При прорезывании зубов часто наблюдается повышение температуры. Обычно это происходит накануне (за 3-5 суток) появления над слизистой оболочкой десны верхушки зуба. Если температура спровоцирована процессом прорезывания, она может достичь 37,5 градусов. Облегчить состояние малыша поможет «Панадол» (детский) в форме суспензии или свечей. После появления краешка зуба все нормализуется.

При значительном повышении температуры следует искать другие причины. Скорее всего, развивается сопутствующий воспалительный процесс. Возможно, ОРВИ или вирусный стоматит.

Могут присутствовать и другие изменения в состоянии ребенка:

• Рвота. Единственная причина рвоты, появившейся перед прорезыванием зубов, — обильное слюноотделение. Ребенок сглатывает слишком большой объем слюны. Но, если рвота сочетается со значительным повышением температуры и нарушением стула, причина, скорее всего, кроется в других патологических явлениях. Следует сразу же вызвать специалиста, так как симптомы могут свидетельствовать о ротавирусе.
  • Появление гематом на десне. Припухлость и выраженная синюшность слизистой оболочки десны в области появления зуба — достаточно распространенное явление, не требующее вмешательства. Врач может немного надрезать гематому только в случае, если она достигла большого размера и возникла необходимость извлечь из нее жидкость.
  • Кашель. Это нехарактерное для прорезывания зубов явление. Причина одна — обильное выделение слюны. Она попадает не только в пищевод, но и в дыхательные пути. Малыш время от времени начинает ею захлебываться.
  • Насморк. Его появление не имеет отношения к прорезыванию зубов. Скорее всего, причиной является простудное заболевание, развившееся на фоне этого процесса.

Как только края зубов появятся над слизистой оболочкой десны, болезненные симптомы прорезывания исчезают.

Факторы, провоцирующие нарушения в прорезывании зубов

Патологические изменения в естественном процессе созревания зубов младенца могут возникнуть вследствие:

• резус-конфликта;
  • судорожного состояния;
  • кишечных токсикозов, сепсиса, пневмонии, частых ОРЗ;
  • недоношенности или переношенности;
  • скусственного вскармливания.

Важнейшее значение для правильного формирования твердых зубных тканей имеет состояние здоровья будущей мамы во время всего периода беременности.

Нарушения в прорезывании зубов малыша могут быть вызваны:

• токсикозом (в первой и второй половине беременности);
  • заболеваниями почек;
  • высокой температурой (в сочетании с ОРЗ), пневмонией;
  • герпесом, токсоплазмозом, краснухой.

Стресс, который испытывает беременная женщина, тоже может негативно отразиться на развитии зубочелюстной системы ребенка.

Наиболее распространенные нарушения: у малыша развивается гипоплазия эмали или задерживается прорезывание. В первом случае заболевание несложно определить визуально.

Поверхность первых зубов покрыта пятнами (от белого цвета до бурого), горизонтальными полосками, бороздками, ямками (маленькими углублениями). Это результат патологических явлений во время беременности и родов.

Нарушение сроков прорезывания (задержка). Причиной могут быть заболевания, перенесенные ребенком или его мамой (во время беременности). Задержка может привести к деформационному изменению челюстей и спровоцировать недостаток пространства для появления новых зубов. Лечение заболевания осуществляется в индивидуальном порядке, на основе анализа рентгеновских снимков и учета особенностей зубочелюстной системы.

Особенности прорезывания постоянных зубов и уход за ними

Первыми из постоянных зубов у детей прорезываются моляры. Они располагаются в конце зубного ряда верхней и нижней челюсти. Особенностью только появившихся моляров является их маломинерализованная эмаль. В ней содержится лишь 10 % минерального состава, обеспечивающего прочность зубной эмали взрослого человека.

На жевательной поверхности первых коренных зубов имеются глубокие углубления (фиссуры). Если не обеспечить качественную гигиеническую очистку, в них очень быстро развивается кариес. Следует также проводить периодическую (каждые три месяца) обработку зубов специальными фтористыми составами — лаками и гелями. Эта процедура особенно необходима в первый год после появления моляров.