Применение наркоза во время лечения зубов у детей

Дети часто не дают возможности стоматологам провести даже простые лечебные процедуры, не говоря уже о сложных манипуляциях. Бессильны уговоры врачей и заманчивые обещания родителей, напрасны угрозы. Одергивание, крик взрослых, какое либо насилие дают обратный результат — на подсознательном уровне зарождается страх и недоверие к родителям и медперсоналу. Страдает нервная система ребенка, доведенного до истерики.

При этом происходит стремительное нарастание процесса разрушения зубов. Как следствие, в явной или в скрытой форме развиваются проблемы со здоровьем. Плохое пережевывание пищи нарушает нормальное функционирование желудочно-кишечного тракта. Постоянное инфицирование от кариозных зубов ведет к снижению иммунитета, провоцирует частые заболевания носоглотки, негативно влияет на печень, почки, сердце. Раннее удаление зубов нарушает дикцию, прикус. Очевидные кариозные разрушения способствуют формированию у ребенка комплексов. К сожалению, этот спектр проблем многим родителям удается разглядеть слишком поздно.

Но ситуацию нельзя назвать тупиковой. Выход из нее — своевременное лечение под общей анестезией (наркозом).

Целесообразность общего наркоза в детской стоматологии

Общий наркоз применяется в мировой медицинской практике почти четыре десятилетия. Анестезиология — наука, призванная уменьшить страдания больных, может прийти на помощь при лечении большого количества больных зубов и избавить ребенка от мучений, боли и стресса. Помешать применению анестезии может недоверие и страх родителей, основанный на недостаточной информированности.

Общий наркоз является научной, точно просчитанной высокотехнологичной процедурой. Кстати, дорогостоящей. Его применение в детской стоматологии является вынужденной мерой, требующей серьезной подготовки как со стороны медперсонала, так и со стороны родителей больного ребенка.

Имеют право применять общий наркоз во время стоматологического лечения не все клиники, а только медучреждения, получившие государственную лицензию на реанимацию и анестезиологию. Получение лицензии возможно только при выполнении клиникой ряда очень жестких, но оправданных требований. Необходимо иметь специальное наркозно-дыхательное, реанимационное оснащение, аппаратуру объективного контроля, отслеживающую в авторежиме состояние пациента (десятки параметров функционирования детского организма, имеющих жизненно важное значение).

Клиника должна располагать необходимым запасом расходных материалов и медикаментов. Главное, к проведению такого серьезного и ответственного мероприятия, как общий наркоз, допускаются только бригады опытных высококвалифицированных детских анестезиологов-реаниматологов. В Москве только несколько клиник получили право иметь собственную анестезиологическую службу.

Один из оптимальных вариантов для общего наркоза в детской стоматологии — препарат «Севоран» (производство «Эбботт Лэбораториз Лимитед»). Информационный портал «Стомум» считает, что это один из лучших и самых безопасных современных ингаляционных анестетиков на мировом пространстве. Подача и эвакуация «Севорана» осуществляется через дыхательные пути ребенка. Фактически препарат не взаимодействует с другими системами организма. Показаниями к его использованию является детский возраст, наличие у пациентов аллергии, неврологических проблем, заболеваний печени, почек. «Севоран» применяют даже при лечении недоношенных младенцев. Этот факт является лучшим подтверждением его безвредности и безопасности.

Как осуществляется лечение молочных и постоянных детских зубов под наркозом

Ребенку надевают специальную маску. Достаточно нескольких вдохов, чтобы он заснул. В процессе проведения стоматологического лечения детей под общим наркозом обязательно фиксируются в автоматическом режиме все важнейшие физиологические показатели: артериальное давление, температура тела, интенсивность сердечных сокращений, насыщенность крови кислородом, объем углекислого газа при выдохе и др.). Контролируют проведение анестезии специалист анестезиолог-реаниматолог (врач), анестезист-медсестра, детский стоматолог (врач) и его ассистент.

Основная ответственность за состояние маленького пациента при лечении и удалении зубов (молочных и постоянных) под общим наркозом возлагается на анестезиолога-реаниматолога. Он также принимает во время амбулаторного приема единоличное решение о целесообразности общей анестезии в конкретной ситуации.

Подача наркоза («Севорана») прекращается после окончания лечебных манипуляций. Ребенок постепенно пробуждается, через 10 минут его сознание полностью проясняется. Дальнейшее наблюдение за состоянием маленького пациента продолжают анестезиологи (в специально оборудованном помещении).

Находясь под наркозом, ребенок не ощущает специфических запахов лекарств, не слышит звуков, не видит инструменты, не испытывает болевых ощущений. В таких условиях детский стоматолог имеет возможность спокойно и качественно вылечить больные зубы (молочные или постоянные), в случае необходимости произвести удаление.

Может ли лечение зубов под наркозом причинить детям вред?

Как подтверждают многочисленные клинические наблюдения за рубежом и в нашей стране, использование высококачественных препаратов по современной методике позволяет минимизировать возможность негативного воздействия на детский организм. Теоретически предполагаемые осложнения можно либо предотвратить, либо локализировать.

Портал «Стомум» акцентирует внимание на том, что важнейшим условием успешного лечения под наркозом и выбора правильной врачебной тактики является полный объем необходимой информации о ребенке, предоставленной родителями: сведения о его развитии с момента рождения, здоровье, перенесенных болезнях, травмах. При условии выполнения всех требований и наличия в клинике всего необходимого, результат — здоровье ребенка — гарантирован. За это он будет благодарен, прежде всего, родителям.

Мы поможем Вам определиться с лечением в случае возникновения гнойника на десне вашего малыша или при появлении первых признаков стоматита.