Лечение и профилактика гингивита у детей

Гингивит — это воспаление слизистой десны. Считается самым распространенным заболеванием у детей и подростков.

У маленьких пациентов воспаление десен может наблюдаться также при

• пародонтите;
  • периодонтите;
  • герпетическом стоматите.

Очень важно перед тем как приступить к лечению, верно дифференцировать заболевание у малыша, чтобы лечебные мероприятия были правильными и принесли результат.

Информационный портал «Стомум» предлагает рассмотреть эти заболевания по отдельности.

Так чем же отличаются гингивит и пародонтит? Ответ в публикации Гингивит и пародонтит у детей

Гингивит у детей

Гингивит — воспаление десны, при котором целостность зубодесневого прикрепления не нарушается, другими словами, костная ткань вокруг зуба не разрушается, и не образуются пародонтальные карманы. При гингивите, как правило, воспаляется лишь краевая десна и десневые межзубные сосочки.

К симптомам гингивита относят:

• кровоточивость десен;
  • болезненные ощущения, сопровождающие чистку зубов;
  • отек межзубных сосочков, а также и краевой десны;
  • покраснение десны (острая фаза заболевания);
  • синюшность десны (переход острой фазы воспаления в хроническую стадию).

При осмотре полости рта маленького пациента при гингивите обнаруживается многочисленный кариес, а также скопления на зубах твердых отложений и мягкого налета.

Причины заболевания

Основным фактором развития гингивита являются зубные отложения и микробный мягкий налет на зубах. Недостаточная гигиена полости рта ведет к накоплению зубного налета. Его микрофлора начинает активно продуцировать медиаторы и токсины воспаления, воздействие которых на десну проявляется кровоточивостью, отеком десневой ткани и т. п.

Среди других факторов развития гингивита можно отметить:

Местные факторы:

• скученность зубов;
  • дефекты пломбирования;
  • кариозные полости с острыми краями;
  • аномалия прикрепления уздечки языка и губ;
  • ротовое дыхание;
  • ношение брекетов.

Сами по себе эти факторы гингивит не вызывают, однако они усложняют гигиену ротовой полости и содействуют накоплению на зубах налета.

Общие факторы:

• заболевания сердца и сосудов, болезни желудочно-кишечного тракта;
  • инфекционные, наследственные и гормональные заболевания.

Перечисленные факторы ведут к снижению иммунитета ребенка, а это влияет на сопротивляемость десен медиаторам и токсинам воспаления, продуцируемых микрофлорой зубного налета.

Лечение гингивита у маленьких пациентов

Портал «Стомум» напоминает, что гингивит у ребенка может развиться лишь при скоплении на его зубах твердых отложений и мягкого налета.

Лечебные мероприятия по устранению гингивита:

• Удаление отложений на зубах. Процедура безболезненная, проводится на приеме у врача-стоматолога, который с помощью полировочных щеток и ультразвука снимает зубные отложения.
  • Терапия противовоспалительная. Чтобы снять такие неприятные симптомы гингивита, как кровоточивость десен, болевые ощущения при чистке зубов, покраснение и отек краевой десны, нужно обязательно провести противовоспалительную терапию. Для этого можно делать аппликации и антисептические полоскания.

Список препаратов для антисептического полоскания:

• Настои трав (не на спирту!): ромашка, эвкалипт, шалфей (исключение: кора дуба).
  • Мирамистин. Подходит для детишек от 3-х лет. Полоскание нужно проводить по 30-40 секунд не реже трех-четырех раз за день.
  • Хлоргексидин (водный раствор 0,05 %). Полоскание после гигиены рта в течение 30-40 секунд утром и вечером. Курс не больше 10 дней. На вкус раствор немного горьковатый. Нет возрастных ограничений.

Противовоспалительные мази и гели наносят на десневые сосочки, а также и краевую десну после полоскания рта антисептическим раствором. Предупреждая вопрос родителей, что лучше — гель или мазь, информационный портал «Стомум» считает, что гели эффективнее мазей для десен.

Они лучше удерживаются на слизистой рта и легче проникают в нее:

• Холисал. Детский гель для десен (без ограничений по возрасту). Действующие вещества цеталкония хлорид и холина салицилат. Помогает снять воспаление и болезненные ощущения. Этот препарат можно применять не только при гингивите, но при прорезывании зубов для обезболивания. Курс лечения не больше 10 дней. Наносится гель утром и вечером после полоскания антисептиками. Рекомендуется 2-3 часа после нанесения препарата не есть и рот не полоскать.
  • Метрагил Дента. Гель для детей старше шести лет. Наносится утром и вечером на межзубные сосочки и десну. Нежелательно полоскать рот и принимать пищу после нанесения геля на протяжение 2-3 часов. Разрешается пить. Курс — не больше 10 дней.

Без этого противовоспалительная терапия вызовет:

• Новое возникновение симптомов (отек, кровоточивость и т. п.). Во время терапии симптомы могут либо уменьшиться, либо исчезнуть вовсе. Однако по окончании мероприятий они вновь проявятся, так как зубной микробный налет, являющийся главной причиной гингивита, не был удален.
  • Переход заболевания из острой формы в хроническую, которая может закончиться развитием пародонтита у вашего ребенка.

Также к лечебным мероприятиям по устранению гингивита относятся:

• санация ротовой полости, которая заключается в лечении всех кариозных зубов;
  • обучение ребенка правильной гигиене ротовой полости и контроль гигиены.

Профилактика гингивита

Чтобы не допустить этого заболевания у ребенка, нужно следовать несложным правилам:

• проходить, причем регулярно, обследования у врача-стоматолога;
  • следить за гигиеной полости рта у малыша;
  • наладить режим питания ребенка, не допускать перекусываний и ограничить прием сладких напитков, печенья, конфет. Эти легкоусвояемые углеводы можно давать малышу лишь после еды, а после их приема нужно сразу почистить зубы.

Уважаемые родители, портал «Стомум» напоминает, если вы решите лечить ребенка самостоятельно, всегда помните, что перед лечебными процедурами вам обязательно надо в условиях клиники снять отложения на зубах у вашего малыша.

Подробнее об удалении зубных отложений