Как эффективно помочь ребенку, у которого режутся зубы

Прорезывание зубов — болезненный для ребенка процесс. Чтобы малыш чувствовал себя лучше, стоит воспользоваться рекомендациями опытных специалистов:

• Если он пытается все грызть, предложите ему специальное зубное кольцо или массажируйте десна чистым пальцем (в течение двух минут несколько раз в день). Это эффективная успокаивающая процедура для большинства детей. Но если малышу не нравится массаж, придется искать альтернативный выход. Окружите его безопасными, предназначенными для жевания предметами. Зубные резиновые кольца — удачный вариант. Чтобы ребенок успокоился быстрее, их лучше заранее охладить.
    • Признак болезненных ощущений — малыш трет ухо или щеку. Это может свидетельствовать, что боли, возникающие в десне, передаются дальше по нервным волокнам (явление иррадиации боли). Если врач не диагностирует воспаление уха, ребенку помогут обезболивающие препараты с мягким действием («Нурофен», «Панадол» и др.).
  • Необходимо следить за тем, чтобы кожа вокруг рта и в зоне подбородка была сухой. Если появится сыпь, обработайте область раздражения специальными кремами, содержащими особые добавки (желательно растительные).
  • При проблемах с аппетитом лучше предлагать ребенку охлажденную еду. Теплая пища усиливает болевые симптомы прорезывания.

Медикаментозная помощь при болезненном прорезывании зубов и нервозности

Необходимо запомнить, что детям нельзя давать аспирин. Следует применять специальные обезболивающие средства, соответствующие возрасту. Оптимальным вариантом для малышей являются свечи, детям постарше можно давать суспензию. Существует достаточно широкий выбор препаратов, которые хорошо себя зарекомендовали.

Свечи «Вибуркол»

«Вибуркол» (Viburcol) — эффективное успокоительное средство со слабым жаропонижающим действием. Его основная задача — только устранение состояния беспокойства. Это гомеопатический препарат, состоящий из компонентов растительного происхождения. Продается в упаковках из картона (два блистера по шесть свечей). Ориентировочная цена лекарства — 200-250 рублей.

Применяется ректально. Максимальная доза для шестимесячных малышей: дважды в сутки по одной свечке. Детям постарше в период обострения: от 4 до 6 раз в сутки по 1 свече. Если состояние улучшается, дозировку уменьшают (до двух-трех раз в сутки).

«Панадол» (суспензия, свечи)

Препарат обезболивает и проявляет жаропонижающее действие. Главное активное вещество в составе лекарства — парацетамол. Очевидное достоинство препарата — возможность выбора удобного варианта для применения. Свечи (суппозитории) предназначены для самых маленьких детей.

«Нурофен» (суспензия)

Состав суспензии обеспечивает ощутимое воздействие на механизмы, провоцирующие болезненность во время прорезывания зубов. Если свойства «Панадола» основаны на активности парацетамола, то выраженная эффективность «Нурофена» — результат содержания в нем ибупрофена. Скорость и продолжительность его воздействия очень высокие. Это заметно даже при однократном применении. Обезболивающие и жаропонижающие свойства обоих препаратов («Нурофена» и «Панадола») схожи.

Суспензию «Нурофена» дают по схеме, учитывая возраст ребенка. Прием лекарства обычно осуществляется трижды в сутки. Малышам старше шести месяцев (до 1 года) можно давать суспензию 4 раза.

Рекомендуемые дозы:

• 10 мл или 200 мг — 7-9 лет;
  • 7,5 мл или 150 мг — 4-6 лет;
  • 5,0 мл или 100 мг — 1-3 года;
  • 2,5 мл или 50 мг — от трех месяцев до 1 года.

Обезболивающие гели и мази

Обезболивающие гели и мази местного действия («Камистад», «Холисал», «Дентинокс» и др.) не лучший вариант помощи ребенку, у которого режутся зубы. Во-первых, они быстро смываются, так как в это время значительно усиливается процесс слюноотделения. Но это не главный их недостаток. Мазь или гель обычно вызывает онемение рта. Это малоприятное ощущение для малыша. К тому же ребенок рискует прикусить язычок или случайно подавиться, пережевывая пищу.

Специалисты не рекомендуют использовать «Камистад» во время прорезывания зубов. Как и его аналог — «Дентинокс», в состав которого тоже входит, помимо экстракта ромашки, лидокаин. «Холисал» (тоже противовоспалительный гель) не содержит веществ, вызывающих онемение рта. Но в его составе есть анис, значительно усиливающий выделение слюны. А это крайне нежелательно.