Гингивит и пародонтит у детей

Гингивит — это воспалительное заболевание, поражающее ткани десен. Болезнь имеет пародонтологическую природу и встречается чаще в детском возрасте. По информации, которой располагает информационный портал «Стомум», другие патологические процессы, связанные с пародонтом, у детей практически не наблюдаются.

Узнать о гингивите у взрослых вы можете в публикации Гингивит.

При гингивите происходит поражение слизистой поверхности десен вследствие нарушения естественной микрофлоры. Характерными признаками гингивита у детей являются кровоточивость, припухлость десен, болезненность зубов. При запущенной стадии заболевания и при отсутствии лечебных мероприятий возникает риск оголения прикорневой части зубной коронки и быстрой ее потере. Если гингивит не лечить, он переходит в хроническую форму и осложняется пародонтитом, при котором неминуемо атрофируются микросвязки зубов и разрушается весь зубной ряд.

Информационный портал «Стомум» рекомендует проводить регулярную профилактику возникновения гингивита у детей. С этой целью необходимо научить ребенка гигиене ротовой полости и периодически посещать детского стоматолога для профилактических осмотров. Такие мероприятия помогут вовремя выявить начало заболевания и принять соответствующие меры.

Во времена, когда традиционная стоматология не обладала продуктивными терапевтическими методами, гингивит относили к разряду трудноизлечимых заболеваний. Сегодня в распоряжении детских стоматологов полноценные комплексы из медикаментов и технологий, позволяющие провести адекватное лечение и полностью снять этот диагноз.

Почему у детей возникает гингивит

Основная причина возникновения гингивита у детей — нежелание ухаживать за полостью рта. В результате плохой гигиены или ее отсутствия на зубах и деснах образуется налет, в котором с огромной скоростью развиваются болезнетворные микроорганизмы. Алгоритм развития болезни такой: налет продуцирует продукты жизнедеятельности микроорганизмов, которые, в свою очередь, активизируют естественный иммунитет организма. Начинается процесс подавления патогенной флоры, в ходе которого разрушаются и собственные клетки, в частности, слизистая десен. Процесс проявляется клинической симптоматикой в виде кровоточивости и болезненности пораженных участков ротовой полости. Портал «Стомум» считает, что вероятность других причин, вызывающих воспаление десен у детей, сведена к минимуму, но это касается абсолютно здоровых в целом детей.

Субъективными факторами, способствующими развитию гингивита, являются различные нарушения общей жизнедеятельности детского организма, патологические состояния внутренних органов: сахарный диабет, гипертония, авитаминозы, нарушение прикуса, постоянный прием жизненно важных медикаментов. Кроме того, прямым фактором возникновения болезни специалисты называют недоразвитую структуру пародонтальной ткани.

Гингивит поражает десны не только детей, но и подростков в период бурной гормональной перестройки организма. При нарушениях обмена веществ, часто сопровождающих пубертатный возраст, заболевание может приять хроническую форму течения, именуемую ювенильным гингивитом.

Подростки, подверженные депрессиям и стрессам, также могут страдать гингивитом, провоцируемым повышением в организме уровня кортизола — гормона стресса.

В числе косвенных факторов возникновения детского гингивита специалисты называют неправильное строение челюсти, короткую уздечку, патологии зубного ряда, нарушение питания, механические травмы.

Признаки гингивита

О наличии гингивита у ребенка могут свидетельствовать следующие симптомы:

• кровоточивость десен;
  • отечность и покраснение десен;
  • наличие мягкого налета на зубах и деснах;
  • увеличение межзубного пространства;
  • болевые ощущения в зубах.

Последний симптом проявляется в уже запущенной либо крайне острой стадии заболевания.

Если болезнь вовремя не замечена и не начато адекватное лечение, она очень быстро принимает хроническую форму, распространяясь на всю поверхность десен. В особо сложных случаях течение заболевания из катаральной стадии переходит в отягченную. На слизистой появляются язвы, нарастает гипертрофия тканей.

Опасность хронического гингивита в его бессимптомном течении, точнее, отсутствии болевого симптома. Ребенок не чувствует дискомфорта в полости рта, в то время как болезнетворные микробы, провоцирующие воспаление, поражают все более глубокие челюстные ткани, что рано или поздно приводит к острой форме заболевания.

Для постановки правильного диагноза и назначения адекватного лечения ребенка необходимо показать детскому стоматологу и пародонтологу.

Это следующие мероприятия:

• удаление налета и зубного камня;
  • санация полости рта дезинфицирующими препаратами;
  • медикаментозная терапия.

Профилактические действия

Информационный портал «Стомум» рекомендует соблюдать несколько условий, которые помогут уберечь ваших детей от развития гингивита:

• обязательная регулярная гигиена зубов и ротовой полости;
  • контроль над образованием зубного налета и своевременное удаление любых отложений на поверхности зубов и десен;
  • лечение кариозных поражений;
  • обучение ребенка пользованию зубной щеткой и пастой, выбранными в соответствии с возрастной категорией;
  • соблюдение режима питания, сбалансированный рацион ребенка;
  • закаливание, активный образ жизни, поддержание иммунитета витаминными комплексами.

Назначение курса лечения детского гингивита в каждом случае носит индивидуальный характер. Но существует ряд мероприятий, которые проводятся в обязательном порядке в отношении каждого пациента.

Для родителей не менее важно знать о таких заболеваниях зубов малыша как кариес и стоматит.